Мнение экспертов «Экограда»: «Первые Выводы Большой Норильской экспедиции неприемлемы ни с точки зрения науки, ни с позиции этики»
На страницах Ютуб канала, в некоторых СМИ стали появляться неожиданно положительные отчеты от участников Большой Норильской экспедиции (БНЭ), куда вошли ученые из 14 институтов и Сибирского отделения РАН. Костяк группы – это специалисты по наземным экосистемам, гидрогеологи, гидробиологи и мерзлотоведы, отмечают СМИ.
Главная задача, которая была поставлена перед участниками экспедиции, исследовать территорию, пострадавшую от разлива дизтоплива на Норильской ТЭЦ-3 в мае этого года, чтобы оценить его последствия для экологии региона. Работы по сбору проб на Таймыре завершены, о чем успела отрапортовать группа специалистов экспедиции.
По словам Николая Юркевича, заведующего лабораторией эколого-экономического моделирования техногенных систем ИНГГ СО РАН, руководителя полевого отряда БНЭ, последствия разлива дизтоплива от ТЭЦ 3 в районе реки Пясина не наблюдаются. «Но могу констатировать одно: если в районе ТЭЦ мы видим последствия разлива, то на реке Пясина такого визуально не наблюдается. Также по заключению ботаников можно констатировать положительную динамику состояния растительного покрова на удалении от производственных объектов», - сообщил Николай Юркевич.
Таким образом, констатируется факт, что в районе реки Пясина и на прилегающей к ней территории, являвшейся зоной экобедствия, теперь благоприятная экологическая обстановка.
С данным мнением соглашается следующий член группы Михаил Телятников, ведущий научный сотрудник Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН, он отмечает, что если бы было пагубное влияние на экосистему данной местности, то участники экспедиции увидели бы это. Засохшие и погибшие растения, которые наблюдали ученые в истоке реки Пясина, собирая их для гербария, характерны, по мнению ученых, для данного времени года. «Здесь, у истока Пясины, 5-10 видов растительности — для такой местности это нормально», — отмечает Телятников. - Часть растений мы берем в гербарий только один раз, а какие-то вызывают вопросы. И чтобы лучше уловить их видовые признаки, если они представляют интерес для науки, мы можем взять их несколько раз».
Ученые по результатам отбора проб на берегу реки Пясина, уже отметили, что сейчас она чистая, бирюзового цвета, в ней водится много такой промысловой рыбы, как сиг, муксун, чир, щука, которым ничего не угрожает.
В рамках Большой Норильской экспедиции к работе также приступили новые отряды учёных: зоологический и геохронологический. Зоологи за первые сутки оставили 200 ловушек и обнаружили в них 14 красных полёвок. Подобный отлов не вредит численности, так как в естественной среде грызуны очень быстро умножаются, отмечают зоологи.
Экспедиция, организованная СО РАН по просьбе и приглашению Норникеля, продолжится до конца августа. За две недели работы сотрудники институтов взяли около 300 килограммов проб грунта и растений, над собранными образцами проведут лабораторные исследования и обнародуют результаты.
Эксперты журнала «ЭкоГрад» внимательно следили за ходом работ экспедиции и, мягко говоря, удивлены и поражены выводами, последовавшими после двух – трех недель их работы.
Известный российский ученый и корреспондент «ЭкоГрада» Виталий Рябцев, комментируя вышепомянутые экспертные заключения участников Большой Норильской экспедиции, недоумевает по поводу предварительных выводов ученых. Как так получается, все знают, что 21 т. тонна нефтепродуктов разлилась на расстояние более 20 километров от места аварии на ТЭЦ 3, попала в почву и близлежащие реки, значительная его часть попала в реку Амбарная, а также в Далдыкан и далее в Пясина, по данным Росприроднадзора, предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в воде оказалась превышена в десятки тысяч раз, но при этом слышатся утверждения о том, что теперь экологическая ситуация в этой местности благоприятная. «Ни у кого не вызывает секрет, что загрязненная, в частности, река Пясина, будет восстанавливаться многие годы. Ущерб экосистеме нанесён гигантский, и учёные должны руководствоваться не запахами и визуальными наблюдениями, а серьезными исследованиями воды и почвы», - отметил Виталий Рябцев и обратил внимание, что данные публикации и заявления наводят на мысль о том, что все это заказные и проплаченные материалы, которые далеки от объективности и не отвечает истинному положению дел. «Гораздо более объективными я считаю работы независимых исследователей. А все, что мы сейчас читаем - благостная картина» - сказал эксперт. И главный вывод, по его мнению, таков, благодаря таким экспедициям, благожелательному молчанию большинства СМИ «становится все более проблематичным гигантский беспрецедентный штраф, наложенный прокуратурой и Росприроднадзором, который, похоже, или слишком резко съежится, либо вообще не будет выплачен Норникелем».
Эксперт «ЭкоГрада», член Общественного совета МПР Сергей Грибалев в интервью «ЭкоГраду» однозначно заявил о том, что экспедиции «ученых», и других безымянных научных групп к месту экокатастрофы в Норильске служат единственной цели — созданию медийной поддержки для виновников аварии на ТЭЦ 3, приведшей к попаданию дизельного топлива в водные объекты региона.
«Обескуражен, что такую проблему хотят замылить, кидают на амбразуру каких-то псевдоученых с института. Это как раз те самые люди, которые 10, 15 и 20 лет рассказывают нам, мировому сообществу, что в Артике на месторождениях газа и нефти всё хорошо. Но мы-то прекрасно видим, как у нас растерзана тундра и тайга. И местные жители видят, что на самом деле происходит со здешней природой и экологией. Эти люди (участники экспедиции и их заказчики - Прим. редакции) стоят по другую сторону баррикад. Там нужны независимые учёные, исследующие окружающую среду, только они смогут дать объективную оценку того, что на самом деле там происходит. Но только не те специалисты, которых сейчас запустили в составе экспедиции», - заявил Сергей Грибалев. Он подчеркнул, что на самом деле методика расчёта ущерба экологии устарела, поэтому нужны натурные исследования, но не такие, которые проводятся специалистами БНЭ и информация которых больше смахивает на банальные информационные фейки «желтой прессы», задача которой показать, что есть альтернативная точка зрения и что не всё не так уж и плохо, как об этом кричат экологические активисты.
Сергей Грибалев: можно только догадываться о том, кто оплачивает потешные экспедиции подставных ученых на озеро Пясино
«Вся эта компания направлена на то, чтобы уменьшить сумму ущерба, предъявленную Норникелю, чтобы господин Потанин не выглядел страшным и злобным монстром перед мировой общественностью, чтобы создать красивую картинку тем людям, которые, по сути, уничтожили экосистемой большой площади. Это неприемлемо и неправильно ни с точки зрения науки, ни с позиции этики», - резюмировал эксперт «ЭкоГрада».
Нам всем остается только дождаться окончательных выводов участников Большой Норильской экспедиции, чтобы еще раз убедиться в правильности выводов экспертов журнала «ЭкоГрад», который с первых дней катастрофы в Норильске следит за развитием событий и всесторонне их освещает.
Корреспондент «ЭкоГрада» Виталий Рябцев выступил с анализом публикаций в СМИ, посвященных Норильской экокатастрофе. Особенное внимание известный российский ученый и корреспондент «ЭкоГрада» Виталий Рябцев уделил отчету «!научной экспедиции» на озеро Пясино, опубликованному в издании «Комсомольская правда». В Отчете был использован термин «бирюзовые озера». Пя́сино — озеро ледникового происхождения в России на юго-западе Северо-Сибирской низменности на территории Красноярского края, примерно в 20 км от Норильска. Замерзает в начале октября, вскрывается от льда в конце июня — начале июля. Площадь поверхности — 735[2] км². Высота над уровнем моря — 28 м.
Виталий Рябцев: почему «научные» экспедиции в зону Норильской экокатастрофы наводят «тень на плетень»
Подготовил Вадим Азалов
- Подробности
- Категория: Библиотека
- Опубликовано 20.08.2020 13:53
Комментариев нет:
Отправить комментарий