Антон Хлынов: противопожарные меры приняты, они эффективны, но лесные пожары обещают быть свирепыми
Намедни ответственные за лесную отрасль России чиновники, в числе которых и министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов, и руководитель Рослесхоза Иван Советников отчитались о готовности регионов к ликвидации лесных пожаров. Министр опубликовал в своём телеграмм-канале об этом отдельное сообщение:
Ситуацию с готовностью лесной отрасли к пожароопасному периоду комментирует председатель Общественного Совета Рослесхоза Владимир Морозов и председатель Комиссии по экологии и окружающей среде Общественной Палаты Российской Федерации Елена Шаройкина.
Владимир Морозов: «Вопрос лесных пожаров - один из самых обсуждаемых, как во власти, так и среди граждан. Несмотря на свою значимость, эта тема остаётся проблемной из года в год. Леса горят миллионами га, нанося стране и её гражданам серьёзный экономический и экологический ущерб.
21 апреля руководитель Рослесхоза Советников И. В. на посвящённой готовности к лесным пожарам пресс-конференции, и вот теперь министр Козлов А. А. отчитались о полной готовности отрасли к лесопожарному сезону. И с точки зрения действующей модели управления лесами, где ключевые полномочия переданы субъектам РФ, всё вроде в порядке. Регионы подготовили имеющиеся у них силы и средства, федеральное ведомство провело проверку готовности, соответствующие штабы определили порядок взаимодействия.
А дальше будет всё, как и в предыдущие годы. Если погода позволит, мегапожаров может и не случиться. Если начнутся аномалии - засуха, сильные ветра и прочее -, выходящие за предельные возможности регионов, а они, прямо скажем, скромные, пойдут проблемы. И сотрудники лесопожарных служб субъектов, Авиалесохрана и МЧС будут реально проявлять мужество и героизм по ликвидации тех пожаров, которые ликвидировать возможно в принципе, когда полыхает повсюду и уже стало стихийным бедствием.
Необходимо изменить модель управления лесами, полностью вернув централизацию, что крайне важно в условиях большой протяжённости территории страны. В сегменте профилактики и тушения лесных пожаров новая модель, основанная на едином центре ответственности и полномочий, даст положительный результат очень быстро. Авиалесохране необходимо вернуть под единое командование все имеющиеся силы и средства (добавить новые), сегодня фрагментированные и разбросанные по регионам, дать достаточное финансирование для профилактических облётов, оснастить современными беспилотниками. На земле, также на федеральном уровне, под единым командованием, воссоздать широкий низовой (базовый) элемент управления лесами - институт лесничества, в должном количестве, качественно оснащённый и с внятными полномочиями. Сам факт воссоздания института лесничества, как базового элемента управления лесами, сильно купирует негативный человеческий фактор, и в плане лесных пожаров, и незаконной рубки леса.
В текущей же модели, пока не родилась новая, можно и нужно сильно увеличить штрафы физическим лицам за использование огня в борьбе с растительностью. Ландшафтные пожары являются основой весеннего цикла пожаров лесных. И 4 тысячи рублей - никак не останавливают ни граждан, ни предпринимателей от профвыжиганий травы и вообще бесконтрольного или рискового использования огня».
К сказанному добавим, что в заявлениях «лесных» и природоохранных чиновников пока что не прозвучала информация о готовности к пожароопасному периоду, который начался уже более месяца назад, системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также органов местного самоуправления, отвечающих, в частности, за пожарную безопасность в лесах, расположенных на муниципальных землях и на землях неразграниченной собственности.
И, конечно же, вполне логичен вопрос: неужели лишние ступени в управленческой системе обеспечения пожарной безопасности в лесах в виде регионов и муниципалитетов, в том числе в части доведения до них федерального финансирования на соответствующие цели, повышают эффективность этой системы? Не лучше ли и в самом деле восстановить централизованную систему обеспечения управления лесами, или, хотя бы – систему профилактики и тушения лесных пожаров на землях всех категорий независимо от форм собственности? И финансирование удобнее станет и распределять, и контролировать расходы, и управлять федеральной системой со структурой своих территориальных органов однозначно проще, чем сложной системой взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и регионов. Но это, конечно же, только с точки зрения достижения реального эффекта управления. Возможно, что федеральным чиновникам пока что проще контролировать глав субъектов РФ, но не отвечать за результат непосредственно.
Елена Шаройкина: «Меры, которые предприняты Правительством для борьбы с лесными пожарами, актуальны и должны оказать определённый положительный эффект. Вместе с тем, считаю, что этого недостаточно. В России должен быть восстановлен эффективный институт лесничества. Только так мы сможем обеспечить должную охрану и защиту леса, причём не только от пожаров, но и других неправомерных действий, будь то незаконная вырубка или браконьерство. При этом зарплаты лесников необходимо повышать. Эта ответственная профессия требует адекватного вознаграждения, и это будет способствовать привлечению квалифицированных кадров. Кроме того, принципиально важно, чтобы управление пожаротушением осуществлялось через федеральный центр. Это позволит равномерно распределять средства и силы для борьбы с пожарами в зависимости от территории очага возгорания, что позволит в кратчайшие сроки препятствовать распространению губительного огня. И, конечно же, нужно повышать ответственность виновников возникновения лесных пожаров и проводить масштабную непрерывную просветительскую кампанию о том, как беречь лес и безопасно обращаться с огнём».
Как уже сообщал «ЭкоГрад» 25.04.2022, глава Минприроды Александр Козлов рассказал о готовности регионов к ликвидации лесных пожаров. На сегодняшний день пожароопасный сезон наступил в 58 регионах
В российских лесах зарегистрировано более тысячи возгораний, большая часть которых возникла из-за неосторожного обращения с огнем. В 14 субъектах противопожарные силы приведены в режим дежурства и готовы к оперативной работе. Принятые правительством меры для подготовки к пожароопасному сезону: Регионам выделено дополнительное финансирование на укомплектование противопожарных служб. Введена личная ответственность губернаторов за организацию пожаротушения. Эти меры уже позволили сократить площадь пострадавших территорий в 1,5 раза.
По прогнозам Росгидромета, в мае пожароопасная обстановка будет наблюдаться:
- в юго-западной части Иркутской области;
- в Бурятии;
- в Амурской области;
- на юге Забайкальского края.
Материал подготовил Антон Хлынов
- Подробности
- Категория: Эко диспут
Комментариев нет:
Отправить комментарий