Встреча тысячелетия
Вчера в Гаване состоялась встреча Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Епископа Римского и Папы Римской католической церкви Франциска. Об истории раскола Церквей и эпохальности события журналист большинства цивилизованных стран уже написали во всех красках. Поэтому повторяться не будем.
Очень интересен текст итоговой декларации, который держался в тайне до самого последнего момента. Когда мне довелось его прочитать, я был крайне поражен. Он написан таким потрясающим дипломатическим языком! Он великолепен с точки зрения дипломатических правил написания подобных документов и может войти в учебники как образец. Тонкость формулировок и аккуратность, при всем этом на обоих языках (русский и итальянский) не допущено разночтений или двоякости. Вместо традиционных отсылок на международное право и конвенции отсылка к Библии (которая является основополагающей для деятельности Церквей). Те, кто работал над этим документом, просто обязаны написать учебник по основам дипломатии. Даже «Минские соглашения» более «рваные», чем данный документ. У меня профессиональный экстаз! Так, следует взять себя в руки, прошу прощения, мой драгоценный читатель.
Чем же так интересен данный документ? Давайте разберем его вместе, и я, как международник, возьму на себя наглость перевести самые интересные, на мой взгляд, моменты с дипломатического на человеческий.
Чем же так интересен данный документ? Давайте разберем его вместе, и я, как международник, возьму на себя наглость перевести самые интересные, на мой взгляд, моменты с дипломатического на человеческий.
В первом же пункте нас встречает приятный сюрприз: «С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации». Обратите внимание на фразу «как братья». Это значит, что Ватикан и Московская Патриархия равны. То есть Ватикан перестал настаивать на своей исключительности по отношению к другим христианским Церквям. Это была одна из причин раскола. Папа Римский объявился себя выше Патриарха Константинопольского и Вселенского Собора. А значит, мы можем расценивать это как малюсенький шажок к единению Церквей.
В пятом пункте опять приятность: «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21)».
В пятом пункте опять приятность: «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21)».
Опять же следующий пункт продолжает мысль: «Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос».
На фоне борьбы некоторых западных стран за предоставление «особых» прав ЛГБТ, удивителен и приятен блок о семье и семейных ценностях. Пункт 20-й — это просто вызов политике этих западных стран. Он напрямую осуждает легализацию союзов геев (удивительно, Ворд настоятельно заменяет это слово на слово «гоев», видимо, происки сионистов J) и лесбиянок.
Не было удивительным осуждение абортов, эвтаназии и генной медицины. Церкви об этом говорят давно и здесь просто выступили в довесок к своим позициям, высказанным ранее.
Не было удивительным осуждение абортов, эвтаназии и генной медицины. Церкви об этом говорят давно и здесь просто выступили в довесок к своим позициям, высказанным ранее.
А дальше еще один подарок, это заявление по Украине, пункт 27: «Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм…» Здесь написано, что Патриарх Кирилл и Папа Франциск не признают существования Украинского Патриархата и осуждают его существование. С чего я это взял? А потому, что раскол по церковным канонам можно преодолеть лишь унией, объединением. Также нельзя просто построить храм (или захватить его) и назвать себя патриархом или епископом. Как это, например, сделал отлученный и расстриженный Филарет, самопровозглашенный глава лжецеркви. По канону на патриаршее служен нужно благословение Патриарха Константинопольского и Всеправославного Собора. И, естественно, этого не было. Вот и получается, что Церкви порицают раскол и призывают к соблюдению церковного права, отраженного в каноне на Вселенских Соборах. Также эта фраза касается униатов греко-католиков. Согласитесь, очень тонко сказано, с глубоким подтекстом. Одна фраза решила сразу несколько проблем.
На этом, я думаю, можно завершить анализ документа и перейти к анализу последствий. (С полным текстом Совместного заявления Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла можно ознакомиться на сайте РПЦ http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html.)
Что касается последствий.
Что касается последствий.
Учитывая, что на носу у нас еще одно событие также вселенского масштаба — это Всеправославный Собор. Что это такое? Это встреча всех патриархов и митрополитов всех Православных Церквей — Русской, Румынской, Элладской (Греческой), Сербской, Болгарской, Грузинской, Константинопольской (Турецкой), Антиохейской, Кипрской, Польской, Албанской, Александрийской, Иерусалимской, Коптской, Чешских земель и Словакии. Изначально планировалось провести его в Стамбуле, но после ухудшения отношений России и Турции было принято перенести его на греческий остров Крит. Предварительно он назначен на июнь.
Зачем нужен Собор? Собор — это высший орган управления Православными Церквями. Многие ошибочно полагают, что Патриарх — это глава православной церкви. Но это не так. Глава Вселенской Православной Церкви — это Иисус Христос. А Собор — это его Синод. Римский Папа в 1054 году объявил себя наместником Бога на земле и подверг анафеме всех других глав церквей. Затем он объявил себя главой Римской кафедры и главой всей христианской Церкви. Церковь управляется в соответствии с канонами римского права, то есть по образу и подобию Римского Сената. Все патриархи являются избранными делегатами от своих митрополий\кафедр и представляют интересы своей паствы на Соборе. Даже Русская Православная церковь управляется по такому же принципу. Патриарх принимает не все решения, большая часть решений в ведении только Святейшего Синода, а он лишь голос этого Синода.
Зачем нужен Собор? Собор — это высший орган управления Православными Церквями. Многие ошибочно полагают, что Патриарх — это глава православной церкви. Но это не так. Глава Вселенской Православной Церкви — это Иисус Христос. А Собор — это его Синод. Римский Папа в 1054 году объявил себя наместником Бога на земле и подверг анафеме всех других глав церквей. Затем он объявил себя главой Римской кафедры и главой всей христианской Церкви. Церковь управляется в соответствии с канонами римского права, то есть по образу и подобию Римского Сената. Все патриархи являются избранными делегатами от своих митрополий\кафедр и представляют интересы своей паствы на Соборе. Даже Русская Православная церковь управляется по такому же принципу. Патриарх принимает не все решения, большая часть решений в ведении только Святейшего Синода, а он лишь голос этого Синода.
Вполне возможно, что на Всеправославный Собор в этом году могут прибыть и легаты Папы Франциска, и тогда это будет уже Вселенский Собор. Говорить о преодолении евхаристических споров так быстро невозможно, но это вполне может послужить началу преодоления раскола. На данный момент темы Собора таковы: «Миссия Православной Церкви в современном мире, Православная диаспора, Автономия и способ ее провозглашения, Таинство брака и препятствия к нему, Значение поста и соблюдение его сегодня, Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Всего будет 24 делегата, каждый из которых будет иметь по одному голосу, решения будут приниматься только при единогласном одобрении всех архиереев.
Есть и противники объединения Церквей, например, Серафим Соровский предсказал, что 8-й Собор будет последним.
Есть и противники объединения Церквей, например, Серафим Соровский предсказал, что 8-й Собор будет последним.
«До явления Антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под единый Покров Божией Матери, Единой по Бозе Всемогущей, с оставлением за первым патриархом его царственной власти, как первообраза вечного царства Иисуса Христа, также для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления под Единую Главу Христа-Жизнодавца и под единый покров Его Пречистой Матери и для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий (под какими названиями они не появлялись бы), главные руководители которых имеют одну общую цель: под предлогом полного равноправного благоустройства на земле с помощью фанатизированных ими людей вызвать анархию во всех государствах и разрушить христианство во всем мире и, наконец, силою золота, сосредоточенного в их руках, подчинить весь мир антихристианству, в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного, одного на всем миром».
Также часть радикально направленных православных считает, что, участвуя в Соборе, Россия теряет свой суверенный статус Патриархии и позволяет другим странам вмешиваться в дела России. На мой взгляд, такие суждения от недалекого ума и непонимания сути происходящего. Ведь с точки зрения христианства государства третьестепенны, а важна вера и спасение души. А может, даже такие мысли в головы людей через агентов влияния внушают некоторые западные страны, чтобы посеять смуту и не позволить появлению невыгодных союзов. Об этом может также говорить и выбор места для встречи Патриарха и Папы. Ведь Куба защищена от влияния этих самых стран.
При всем этом по православному канону признать этот Собор может только последующий, а если он будет последний перед Апокалипсисом, то некому будет признать его.
Что ж, в любом случае начало диалога Церквей это всегда хорошо. Расстраивает, правда, текст выступления Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Мюнхенской конференции 13 февраля. Он сказал, что мы на грани Третьей мировой войны. А в этом свете предсказание Преподобного Серафима Саровского, может, и не настолько неправдоподобно?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий