Педагог - главный помощник родителя в развитии ребенка |
[18 Апреля 2013] Просмотров:0 Категория: Город Мастеров с Олегом Волковым |
Олег Волков специально для журнала Экоград. Текущая должность: зам. директора по повышению квалификации в ЧЕБОКСАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА" Кредо: Жизнь пройти так, чтобы не было ни минуты сомнения, что Жизнь - прекрасна! «В связи с новыми подходами к системе дошкольного воспитания, диагностика задатков и развитие обнаруженных наклонностей у дошкольников является актуальным. Но, к сожалению, методик, валидных и надежных тестов для определения способностей у дошкольников практически нет. Какие методики используете Вы? Важно не ошибиться, не упустить время. Личность дошкольника, на мой взгляд, должна развиваться гармонично». Так комментирует Лариса Попкова аннотацию и материалы, предоставленные мною, как автором, на 13-й Всероссийский интернет-педсовет:http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/ link_id,26844/Itemid,5461420/ И ее мнение, как и мнение большинства иных высоконаучных специалистов в области детской психологии и раннего развития (судя по их регалиям, наличию дипломов, степеней, учебников, монографий и личных сайтов для оказания платных консультаций) весьма весомо и для родителей и для педагогов-практиков (воспитателей ДОУ и школьных учителей), ежедневно работающих с детьми. Только пользы мало от такого вот заключения: «Важно не ошибиться… Личность дошкольника должна развиваться гармонично». И вот, из боязни ошибиться, воспитатели, даже если и обнаружили у ребенка какие-то задатки, например, в музыке или в художественном творчестве, ничего сами не делают для его развития и, уж тем более, ничего не говорят про возможности их развития родителям ребенка. А ведь иначе произойдет ужасная катастрофа, если преждевременно поставить печать «талант!» на судьбу пятилетнего ребенка, который впоследствии окажется просто классным музыкантом. Куда как проще, ничего не делать – значит, не ошибаться! Не ошибаться самим, но самое главное, не давать действовать другим, чтобы и они, не дай Бог, не ошиблись. Но вот какой грех страшнее: бездействовать, из страха сделать что-то не так, или делать, ошибаться, исправлять ошибки и снова действовать? Разумному человеку, наверное, понятно. Сегодня суровая статистика, составленная на основе данных «не валидных методик и тестов», свидетельствует, что одаренных детей у нас рождается лишь около 5%. Правда, это число потом с годами обучения детей в системе застандартизированного российского образования еще в 5-10 раз сокращается. Вот такая арифметика… Это, как аксиома, не требующая доказательства, но которую нужно принимать как свершившийся факт. При этом, с другой стороны, опираясь на другие научные изыскания, те же самые ученые от дошкольной педагогики уверенно заявляют, что каждый интеллектуально здоровый (сохранный) ребенок талантлив или одарен в какой-нибудь сфере человеческой деятельности. Ну, разбери их тут! О статистике. Напомню известное высказывание «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», приписываемое премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли. Так вот, в данном случае, результаты статистики по одаренности, даже исходя из тех же научных обоснований, в десятки и даже сотни раз отличаются от потенциальных возможностей, заложенных в человека Богом, судьбой или родителями, кому как ближе. На каком же этапе происходит прощание с так и не раскрытой одаренностью ребенка, с его задатками, так и не ставшими способностями и талантом? И на это у нашей науки есть абсолютно точный ответ – в период детства, на этапе раннего развития человека, от 2-3 лет и, в основном, до 15-17 лет. Это период самого благоприятного выявления и эффективного развития задатков и наклонностей человека в творческие способности. В такой ситуации, боясь показаться полными неучами, когда сами ученые признали, что «к сожалению, методик, валидных и надежных тестов для определения способностей у дошкольников практически нет», большинство родителей и педагогов-практиков, вздохнув глубоко и огорченно, поднимают высоко вверх правую руку, а затем обреченно и резко ее кидают вниз: «Ну и все! Значит, нет у ребенка никакой одаренности». Для большинства вопрос однозначно разрешился на «научной основе». Наш ребенок как все, что же тут плохого? Но некоторые родители, искренне любящие и уверенные в уникальности своего ребенка, правда, пока никак еще не проявившегося какими-то особенными задатками, используют привычный метод «тыка». И начинается исследовательская экспедиция-поход с ребенком по спортивным секциям, художественно-музыкальным школам, танцевальным кружкам, в общем, по всем возможным центрам дополнительного образования, в зависимости от возможностей их населенного пункта. Авось где-то этот самый талант ребенка, может быть, и выстрелит. Хотя бывает и проще. Не получилось у самого родителя в детстве научиться играть на фортепиано, так пусть хоть мой ребенок в «музыкалке» поучится! А что касается личного детского интереса-мотивации к той или иной деятельности, то на это обычно обращают внимание только самые умные родители. Априори, вот такая картина вырисовывается. Но, чтобы прояснить все нюансы сложившейся ситуации, было решено организовать и провести широкомасштабное исследование в Чебоксарах, как в самом развитом в системе дополнительного образования муниципалитете в республиканской системе образовании Чувашии. Исследование направлено на изучение родительской оценки деятельности образовательных учреждений (детских садов и школ) города по работе с одаренными детьми. Решено опрашивать родителей детей дошкольного и младшего школьного возрастов на предмет эффективности существующей системы выявления задатков, диагностики наклонностей, сопровождения, поддержки и развития одаренных детей. Основными местами для опроса определены учреждения дошкольного образования и школы, а также места воскресного отдыха детей с родителями. Для анкетирования родителей выбран период времени между ожиданием завершения занятий и одеванием детей перед их уходом из образовательного учреждения. Вот такой была анкета опроса родителей. Уважаемые родители, ровно год назад в Чебоксарах состоялся Государственный Совет РФ, который проводил Д.А. Медведев, Президент России. Госсовет был посвящен утверждению Государственной Концепции поддержки и развития одаренных детей в России. В связи с этим, нам интересно узнать Вашу оценку, как эти вопросы решаются в образовательных учреждениях г. Чебоксары.
- воспитатель ДОУ: да_______; нет_______; не помню_____ - специалисты ДОУ: да_______; нет_______; не помню_____ - классный учитель: да_______; нет_______; не помню_____ - специалисты школы: да_______; нет_______; не помню_____
- музыкальной, художественной, спортивной школе _______________; - дворце, доме, центре творчества детей ____________________________; - кружке, секции при основной школе ____________________________; - дополнительно нигде не занимается ____________________________.
- принято Вами, потому что заметили задатки ребенка____________________; - принято Вами, потому что дети друзей и знакомых уже занимаются_______; - потому что, сам ребенок попросил ___________________________________; - по рекомендации воспитателей ДОУ или педагогов основной школы _____;
- продуманным Вами_______________________________________________; - случайным (близко к месту жительства)____________________________; - по совету знакомых _______________________________________________; - по рекомендации воспитателей ДОУ или педагогов основной школы _____;
- случайным (зачислили по приказу именно в этот класс)__________________ - специальным (посоветовали знакомые, специалисты)___________________
да_______; скорее, да_______ скорее, нет_______; нет_____
да_______; скорее, да_______ скорее, нет_______; нет_____
да_______; скорее, да_______ скорее, нет_______; нет_____
да_______; скорее, да_______ скорее, нет_______; нет_____ |
Комментариев нет:
Отправить комментарий