ЧИНГАЧГУК ИЗ ГДР. Серб Гойко Митич - лучший индеец немецких фильмов, снятых в Узбекистане! |
Если у человека, помнящего советскую эпоху, спросить, кто такой Гойко Митич, последует незамедлительный ответ: «Индеец!» Имя серба, исполнявшего роли индейцев в гэдээровских вестернах, стало нарицательным. Можно сказать, что Митич был одним из самых успешных эрзац-продуктов стран социализма... Выпускник белградского Института физкультуры был большим индейцем, чем сам Чинганчгук - Большой Змей. Сей факт вызывает неизменную иронию у жителей бывших стран Варшавского договора. Как стать краснокожим? Гойко Митэдч родился в 1940 году в селе под городком Лесковац на юге Сербии. Крестьянская семья Митич рано осталась без кормильца. Матери Гойко и его младшего брата большого труда стоило сохранить жизнь обоих сыновей в пылающей огнем войны Европе. Старший сын Гойко рано стал помогать матери по хозяйству. Как известно, работа на земле требует большой физической силы. Так что мускулы Гойко начал накачивать еще в подростковом возрасте - естественным путем. Уже в те первые годы в деревне у него в сознании сформировался культ физической силы и красивого тела. Переехав в Белград, Гойко поступил в Институт физической культуры и начал активно заниматься спортом, основным видом которого для него стала гребля. Он даже вошел в сборную Югославии! На одно занятие в поисках ярких типажей к ним зашел профессор из белградской театральной академии. Не заметить поразительно красивого, яркого брюнета атлетического телосложения он не мог. Так Гойко Митич стал индейцем. Кино за «железным занавесом» В 60-е годы XX века кинематограф стран развитого социализма переживал интересный период. Публика жаждала таких же фильмов, какие снимали за «железным занавесом» на Западе: трогательных мелодрам, «богато обставленных» костюмных исторических фильмов и, конечно, вестернов. (В странах социалистического содружества расцвели музыкальные коллективы, которые исполняли собственными силами запрещенную западную музыку. И это им сходило с рук.) С последним эрзац-продуктом дело обстояло сложнее всего. Тем не менее, власти стран Варшавского договора заказывали государственным киностудиям картины именно в этом, чисто американском жанре. Нужно было как-то справляться собственными силами. Но как? Приходилось мастерить нечто из, так сказать, подручного материала. За эту сложную задачу взялись скрупулезные немцы. В качестве литературной основы взяли, кстати, романы не певца индейской романтики, американского писателя Фенимора Купера, а произведения немецкого автора Карла Мая про Виннету - вождя апачей. Книгами этого писателя зачитывался юный Адольф Гитлер, поэтому к автору романов в СССР было настороженное отношение. Но Мая немцам простили: как-никак, легче снимать фильмы по «родным» произведениям. Теперь дело было за героями. На гэдээровской киностудии «ДЕФА» сбились с ног в поисках актеров на роли в вестернах. Приглашение американцев было неудобно как с политической, так и с материальной точки зрения: заокеанские гости требовали высоких гонораров. Серб-крестьянин Гойко Митич, как никто другой, подошел на роль «восточноевропейского индейца». Он отрастил длинные волосы. Дальше события начали развиваться с калейдоскопической скоростью. В фильмах 1960-х годов про Виннету Гойко Митич еще не играл самого вождя апачей. Но в роли «индейца второго плана» его заметили женщины. Гойко, который и так-то не страдал от дефицита женского внимания, приходилось прятаться от толп назойливых поклонниц. Он получал письма от вздыхательниц из разных стран. Ему предлагали секс, любовь, секс за деньги и любовь за деньги. Мальчики стран социализма также заболели индейцами. Теперь скромно одетые советские школьники втыкали в волосы вороньи перья и приветствовали друг друга: - Здравствуй, бледнолицый брат мой! Прерии в Узбекистане Фильмы из жизни коренного населения Америки снимали на гэдээровской киностудии «ДЕФА» - Митич устал от езды из Берлина в Белград и обратно. Он переехал в столицу Германии. В 1967 и 1968 годах он сыграл две свои звездные «индейские» роли: Чинганчгука в картине по роману Купера «Зверобой, или Первая тропа войны» и Оцеолы в экранизации книги Майна Рида «Оцеола, вождь семинолов». Лучшей натурой для съемок Митич до сих пор считает просторы бывшего СССР. Драмы из индейской жизни снимали и в Белоруссии, и на Кавказе, и в Узбекистане. (Митич не может забыть скакунов, на которых он разъезжал по узбекским «прериям». Вообще все трюки в картинах он выполнял сам.) Гойко в интервью часто вспоминает, как съемочная группа очередного вестерна убеждала узбекских крестьян из колхоза им. Навои раздеться до пояса перед камерой, чтобы исполнить эпизодические роли индейцев. Советские колхозники жаловались: «Нам ислам не позволяет так раздеваться». Режиссер увещевал: «Вас никто не увидит: снимать будем в степи. Мы вас так разукрасим под индейцев, что мама родная не узнает». И все же их уговорили. «Я не выношу сора из вигвама», - любит говорить Гойко Митич. И неспроста - говорят, у него было множество любовных романов. Он на самом деле не любит афишировать то, что осталось в далеком прошлом. Хотя он не прочь признаться в том, что в молодости был весьма легкомысленным парнем. Ведь на то, чтобы соблазнить любую женщину, у него уходили какие-то минуты! Доподлинно известно о его интрижке с белокурой польской красавицей Барбарой Брыльской, с которой он в 1969 году снимался в картине «Белые волки». За внимание хорошенькой темноволосой немки Ренаты Блюме Гойко конкурировал аж с самим Дином Ридом - символом «прогрессивных» США в странах социализма. Эта история темна. Гойко, как истинный джентльмен, говорит о том, что-де белокурый американец Рид в глазах Ренаты выглядел более соблазнительно, чем «серб-индеец» Митич. Да и богаче тогда был Рид: у него в ГДР был свой дом у озера (где он потом утонул, или спецслужбы утопили - это неясно и по сей день). Злые языки поговаривали: Рената любила Гойко, но вышла за Дина, потому что ее, проверенного агента, к Риду приставило начальство… У Гойко Митича нет законных детей. Но девушку Юлю, известного московского фотографа, друзья называют «Юля Митич», несмотря на то, что в паспорте у нее - русская фамилия ее матери. Ее мама работала ассистентом режиссера на одной из картин, где снимался Митич. Актер заметил хорошенькую ассистентку и пригласил к себе в номер «почитать сценарий» вместе. (Гойко хорошо говорит по-русски: в школах стран победившего социализма наш язык преподавали фундаментально.) Через девять месяцев родилась Юля. Ее мать ни на что не претендовала. Сегодня Гойко Митич живет в Берлине. С кем? Некоторым он говорит, что с подругой, некоторым - что с подругой и со взрослой дочерью Натальей. Его любимый конь - велосипед. Актер любит заниматься спортом и придерживается здорового образа жизни. Он сам не без иронии относится к своему романтическому «индейскому прошлому». Но никуда не денешься: роли краснокожих он сыграл более чем в десятке картин. Есть другая роль индейца, которой Митич гордится гораздо больше: он сыграл Вождя в немецкой театральной постановке по роману Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». В 2002-2006 годах Митичу наконец-то посчастливилось исполнить роль самого Виннету в новых немецких постановках. Теперь уже немецкий актер Гойко Митич (он принял немецкое гражданство во время событий в Сербии, «чтобы не пялились на мой сербский паспорт, как баран на новые ворота») живет в небольшой квартире в одном из спокойных районов Берлина. Он не любит приглашать к себе в гости - ссылается на то, что жилье у него скромное и тесное. Зато там тихо: этажом ниже располагается магазин, торгующий матрасами. До сих пор все материалы на личном сайте югославского актера Гойко Митича - на немецком языке. На фото улыбается вполне благообразный брюнет с сильной проседью. На вид - преуспевающий немец, и только самые преданные поклонники могут узнать в нем кумира женщин и подростков Восточной Европы. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий