Виктор Аксючиц как зеркало возрождения России |
28 января 2014 года в Совете Федерации прошли Рождественские парламентские встречи на тему «700-летие преподобного Сергия Радонежского. Исторический опыт и современные механизмы партнерских взаимоотношений Церкви, власти и общества в духовно-нравственном воспитании. Семья как основа национальной безопасности государства». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые принял участие в таких мероприятиях. По итогам заседания Рождественских парламентских встреч, состоявшегося 28 января 2014 года в рамках XXII Международных Рождественских чтений в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, было принято обращение. Мы — говорится в обращении, - участники Рождественских парламентских встреч, состоявшихся в знаменательный год 700-летия преподобного Сергия Радонежского, обсудив актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, укрепления семьи как основы жизни общества, обращаемся ко всем здравомыслящим людям нашей страны и зарубежья. Особую значимость сегодня приобретает вопрос приверженности традиционным ценностям нашего народа. Семья среди них всегда была одной из главнейших, о чем свидетельствует ее именование малой Церковью. Сохранение брака как союза мужчины и женщины, основанного на любви и взаимопонимании, рождение любимых детей — непременное условие выживания человечества. Святой преподобный Сергий Радонежский и его любящие родители — святые Кирилл и Мария — яркий пример целомудренной семьи. Это и образец патриотического воспитания гражданина своего Отечества, который всю жизнь проповедовал любовь к родной земле. Благодаря таким своим сыновьям, как Игумен земли Русской, духовный окормитель Православной Руси и собиратель русских земель, она обретала независимость, крепла и развивалась. Поддержка семьи стала приоритетным направлением государственной политики нашей страны. Осуществляются федеральные и региональные программы, цель которых — повышение рождаемости, защита семьи и детства, обеспечение их материального, социального благополучия. Мы признательны Русской Православной Церкви за ее большую подвижническую работу. Высокие нравственные идеалы Православной Церкви веками объединяли российский народ, притягивая людей разных национальностей. Мы призываем российские власти всех уровней, педагогическое и родительское сообщество, творческую интеллигенцию, представителей всех традиционных религий России, институты гражданского общества к активной совместной работе. Надеемся, что в каждом регионе страны такое взаимодействие обретет системный характер, особенно в вопросах просвещения и культуры, привития любви к родному языку и литературе, утверждения истинных и вечных моральных ценностей. Следует понимать, что образование и воспитание являются наиболее важными, действенными средствами предупреждения любого экстремизма в нашей стране. Дорогие друзья! Раскинувшееся на просторах двух частей света Отечество — наш родной дом. В нем — наследие, полученное от отцов, дедов и прадедов. Здесь закладываются основы жизни завтрашних его хозяев — наших детей и внуков. Вот почему свое обращение «от сердца к сердцу» мы адресуем каждой семье, каждому соотечественнику. Призываем не забывать о нашей личной ответственности за судьбу родной Отчизны, ее грядущее величие. Личным примером, своими поступками и добрыми делами будем подтверждать святость понятий совести, подлинной правдивости, чести, достоинства, долга. И пусть милосердие не знает границ! Сегодня, как никогда, важна консолидация российского общества перед лицом современных вызовов. Мы поддерживаем предложение ежегодно проводить Рождественские парламентские встречи в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, призванных стать одним из действенных механизмов развития партнерских взаимоотношений Церкви, власти и общества.- говорится в итоговом коммюнике. Мы будем знакомить вас с выступлениями в рамках этих слушаний, а пока предлагаем вашему вниманию мнение президента фонда «Русские университеты» Виктора Аксючица. Мы знаем, - говорит Виктор Аксючиц.- что русский народ создал не только великое государство, но и цивилизовал огромные просторы евразийского континента, создал великую культуру, сохранив при этом все народы, вошедшие в Российскую империю до 1917 года. И русское православие во всем этом играло огромную роль. Русское православие было не только цивилизационно образующем, но и государственно образующем эдементом. И этот процесс персонифицируется с таким явлением, как преподобный Сергей Радонежский, который, как кристалл, вобрал в себя весь предшествующий опыт, и Византии, и русского православия, и выдал на будущее те лучи обновления, которыми мы сейчас питаемся. Он смог совершить эти невиданные во всей мировой истории деяния потому что именно русское православие наградило его определенными качествами, и русский природный характер эти качества принял и развил. Благодаря им и были совершены его деяния. Одно из таких качеств я назвал бы русским маятником. Обратим внимание что всегда народ на Руси проявлял такие крайности, как мобилизацию, сверхмобилизацию и демобилизацию. Это особенно проявлялось на микроуровне, в крестьянской семье. Кстати говоря, нигде в мире сельскохозяйственная цивилизация не создавалась в таких суровых климатических, географических и геополитических условиях, как у нас. Как мы знаем, в средние века Москву сжигали раз 50 во время вражеских нашествий с юга, севера и запада. И крестьянская семья, а я сам из крестьянской семьи и помню, что ложились мы спать в два часа ночи, а вставали в четыре утра. То есть все взрослое население на селе проявляло в тот момент сверхмобилизацию, напряженно трудилось. Почему? Потому что лето было коротким и за этот короткий срок нужно было заготовить продукции на всю долгую зиму. И это совершенно несравнимо с теми условиями, что существовали, скажем, в западной цивилизации. Да, зимой русские закрывались в свой ковчег, где под одной крышей жили все, и хранилось все – и семья, и скот, и корм. И русский мужик лежал на печи и думал. О чем же он думал? Он думал, а может , придет кто-то и тот тяжкий труд выполнится сам «по щучьему велению». Иными словами весь наш фольклор рассказывает не о лени русского народа, а о совершенно невероятном напряжении жизни на грани выживания. И мы видим этот маятник на общенациональном уровне. Я бы это назвал формулой русской победы. Всегда, когда существует смертельная угроза, то ее должен осознать ум нации, думающий слой нации. Понятно, что в средние века это было ученое монашество. И преподобный Сергий, осознавая лучше всех эту смертельную угрозу , не только благословил, а принудил светскую власть выступить наконец, и победить. И это тоже завет всем нам на будущее. Интеллектуальный слой нации формирует то, что называется национальной идеей. То есть выявляет предназначение нации в данный момент, осознает, какие угрозы и опасности грядут, и что нужно совершить, чтобы вновь выжить. Следующим уровнем этого маятника или формулы русской победы является транслирование этого посыла верховной власти, как это и сделал преподобный Сергий. И вот когда верховная власть все осознает, и обращается к народу со словами «братья и сестры» - тогда и совершается победа. И мы видим, исходя из этого, что из всех невероятных и многочисленных испытаний русский народ выходил победителем ,и, более того, он становился более сильным, чем он был когда только входил в пору испытаний. Таковы архитипы русского самомознания, исторической памяти и жизни. И эти архитипы присутствую в нас и сейчас. Совершенно очевидно, что мы все с вами сейчас живем во время серьезнейших угроз внешних и внутренних. И некоторые из них на самом деле представляют смертельную угрозу нашей цивилизации, культуре, государству. Мы сейчас живем в то время, когда интеллектуально-образованный слой только начинает осознавать эти угрозы. И наше сегодняшнее собрание – это показатель того, что понимание начинает проступать. Подтверждение пробуждению и те несколько тысяч человек, которые собираются вокруг храма Христа Спасителя и обсуждают проблемы, о которых я говорю. Обращаю ваше внимание на то, что еще в 19 веке трудно было найти в образованном сословии таких людей с православным мировоззрением. Министр народного просвещения Российской империи Сергей Уваров образно говорил, что всю партию славянофилов, или тех, кто персонифицировал себя с русским православным мировоззрением, можно было усадить за один диван. А сегодня тысячи людей из образованного слоя возвращаются к истокам, возвращаются к традициям. И это основной признак нашего с вами возрождения. Мы видим, что думающий слой осознает все грозящие опасности и транслирует свой посыл верховной власти. Хочу отметить, что в этом процессе важнейшую роль играет первый иерарх Русской Православной Церкви. Он наиболее четко формулирует угрозы и опасности и четко формулирует цели к которым мы должны стремится. Никто кроме него не говорит так ясно о той страшной социальной пропасти, которая раздирает нашу страну. Никто кроме него четко не говорит о роли русского государство-образующего народа и о необходимости возрождении именно русского государства, как условия возрождения всей страны. Если не будет русского национального возрождения – не будет возрождения России. А это означает, что ни у одного народа не будет будущего. Не будет будущег ни у каких национальных элит, если не будет России, не будет русского государство-образующего народа. И в этом случае можно сказать, что русский первый иерарх Русской Православной Церкви персонифицирует собой ту традицию, которую когда-то в наиболее полном виде выразил преподобный Сергий Радонежский. И это дает нам основание надеяться, что русский народ выйдет из той смуты, в которой мы все с вами пребываем, и не просто выйдет, а, как это бывало прежде, выйдет еще более сильным, пройдя очередное испытание времени. Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко |
Комментариев нет:
Отправить комментарий