четверг, 23 апреля 2015 г.

Профессура «Физтеха» ищет поддержки в экспедиционной деятельности

Профессура «Физтеха» ищет поддержки в экспедиционной деятельности

Профессура «Физтеха» ищет поддержки в экспедиционной деятельности

     
Журнал «ЭкоГрад» присоединяется к просьбе о поддержке проекта МФТИ. Кризис изменение стоимости валюты вмешались, в том числе, и в проекты связанные с образованием. Однако, сочла редакция нашего журнала, безвыходных ситуаций не бывает. Зато бывают люди и организации неравнодушные к судьбам людей и образования в целом.


Проект «Летняя биологическая практика студентов МФТИ»
Декларация для спонсоров

Идея:
Кафедра молекулярной и биологической физики МФТИ в рамках программы по развитию биологического образования на Физтехе начала работу по созданию новой формы учебных занятий студентов МФТИ – летней полевой биологической практики (ЛБП). Предполагается, что ЛБП будет проходить каждое лето, сразу после окончания сессии в течение месяца. Практика будет проводиться силами преподавателей МФТИ и приглашенных специалистов на полевой базе в месте, удаленном от цивилизации.
Смысловое наполнение ЛБП:
- на практику вывозятся полевые лаборатории, которые доступны студентам круглосуточно;
- лаборатории позволяют работать с определением растений, позвоночных животных и беспозвоночных, работать с микроорганизмами без их культивирования; также проводить эксперименты в области биохимии и молекулярной биологии, работать с первичными клеточными культурами.
- Занятия проводятся в виде полевых экскурсий, в виде камеральной работы и в виде зачета;
- В рамках ЛБП помимо учебных занятий проводится исследовательская работа студентов и преподавателей, школа молодых ученых и конференция.
Кто проводит?
Коллектив преподавателей МФТИ – А.Е. Доброчаев, к.б.н.; И.Л. Окштейн; Е.Е. Куликов, к.б.н.; А.В. Летаров, д.б.н.; И.А. Манухов, д.б.н.; К.А. Мотовилов, к.х.н.; И.А. Попов, к.ф.м.н. и другие преподаватели, в т.ч. привлекаемые специально для проведения практики;
Начальник практики – М.А. Летарова, научный сотрудник Института микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН, выпускница биолого-почвенного факультета СПбГУ.
Для кого, когда и как долго?
Студенты первого (в 2015 году первого и второго) курса МФТИ, в течение июля каждого года, факультет не имеет значения: главное – мотивация студента.
Место проведения:
В 2015 году планируется проводить летнюю биологическую практику на базе Морской биологической станции СПбГУ. Выбор места проведения был более чем осознанным. Команда организаторов провела переговоры со всеми коллективами, организующими биологические практики, в том числе на белом море (МГУ, СПбГУ, ЗИН РАН, с представителями Кандалакшского заповедника, национального парка «Онежское Поморье» (г. Северодвинск), а так же с организаторами различных полевых лагерей) и остановила свой выбор на базе СПбГУ. СПбГУ уже подтвердил свое согласие принять нашу практику. Для нас база СПбГУ это:
- Место (территория, отработанные решения по заброске людей и оборудования, регистрация мероприятия в МЧС, органах государственной власти, СЭС и др.);
- Инфраструктура (корпуса для расположения лаборатории, аудитории, причал);
- Готовые методические решения (места проведения полевых экскурсий, микроэкспедиций в т.ч. с историей многолетних наблюдений);
- Налаженные связи с окружающими коллегами – биостанциями ЗИН РАН и ББС МГУ, морским клубом поселка Чупа, местными жителями;
- Самое для нас главное: имя биостанции СПбГУ.
Распорядок учебного дня:
День условно делится на три части:
1. От завтрака до обеда – проходят обязательные занятия. Студент обязан посещать предписанное ему занятие и сдать зачет по окончании курса.
2. От обеда до ужина проходят занятия по выбору. Студент выбирает занятие из предложенных ему, не выбрать нельзя. По окончанию курса сдается зачет.
3. После ужина – свободное время. В это время могут читаться лекции на любую тему, можно заниматься в лаборатории, никакая деятельность не является обязательной.
Учебные курсы:
Определен список учебных дисциплин, которые необходимо преподать. Эти дисциплины условно разделены на четыре блока, которые отличаются между собой по соотношению практической части и теоретической, также отдельно выделены дисциплины, связанные с биоразнообразием и дисциплины, предполагающие большую камеральную часть.
1. Блок курсов про биоразнообразие:
1.1. Зоология - ЗП, ЗБП
1.2. Ботаника
1.3. Альгология/Микология+Лехинология
1.4. Микробиология (биоразнообразие)
2. Блок курсов, дающих ключ к пониманию механизмов процессов:
2.1. Биохимия
2.2. Мол. Биология
2.3. Цитология эукариотов
2.4. Цитология прокариотов
2.5. Генетика
3. Блок курсов про устройство биосферы:
3.1. Геоботаника
3.2. Гидробиология
3.3. Почвоведение
3.4. Микробиология (процессы)
4. Блок теоретических курсов, без которых биология не биология:
4.1. Теория эволюции
4.2. Основы экологии
В течение месяца биопрактики предполагается реализовать четыре недельных цикла обучения:
  1. Вводный цикл. Занятия в поле и в лаборатории;
  2. Углубленный цикл – занятия в поле и лаборатории с учетом специализации, проведение школы молодых ученых;
  3. Экспедиционный цикл, в рамках которого будут проводиться продолжительные экспедиции, направленные на сбор материала и проведения научно-исследовательской работы непосредственно в полевых условиях. Экспедиции могут продолжаться до 5 дней;
  4. Итоговый цикл – работа в лаборатории, анализ материалов, проведение итоговой конференции с анализом отчетов о работе.
Организация лагеря биопрактики в этом году:
а) В составе летней беломорской биологической практики МФТИ участвуют 40-50 студентов, 20 преподавателей (максимум, одномоментно будет на острове находиться порядка 15 преподавателей), 5 человек хоз.команды и врач;
б) Студенты и преподаватели живут в палаточном лагере. Для этого студентам разбивается утепленная каркасная модульная конструкция, стоящая на помосте, преподаватели ставят свои собственные палатки;
в) Под лаборатории также устанавливаются каркасные модульные конструкции и частично используется инфраструктура биостанции;
г) Кухня - это те же конструкции, 4 модуля, и еще один модуль отдается под продуктовый склад. 8 модулей собираются под столовую;
д) Наш флот составляет четыре девятиместные ПВХ-лодки с длиной кокпита 5,6м. под моторами на 40 л.с.;
е) Электричеством нас снабжает собственный бензиновый генератор;
ж) Мы тянем временный водопровод на кухню;
з) Для разворачивания нашего лагеря за пять дней до начала практики приезжает команда квартирьеров и для сворачивания лагеря тоже после общего отъезда остается команда деструкторов.
На данный момент коллектив организаторов решает две задачи:
1. Организовать и провести практику в этом (2015) году
2. Сформировать задел на будущее и выработать стратегию реализации этого проекта в будущем.
В данном листе первый пункт является самым важным, потому что от успешности его реализации зависит будущее всего проекта.
Финансовая сторона вопроса:
Предварительная смета мероприятия (может быть представлена отдельно) составляет 5 миллионов рублей. Условно её можно разбить на следующие разделы:
  1. Формирование материальной базы (закупка лодок и моторов, генератора, палаток, помостов, посуды, полевой кухни, бензопил, лопат, разборной мебели и т.д.);
  2. Оплата транспортных расходов (1,5 ж/д вагона в два конца, транспортировка от ж/д станции до лагеря морем, заброска оборудования и его вывоз, оплата транспорта преподавателей и т.д.);
  3. Оплата расходов по подготовке – до проведения мероприятия потребуется несколько командировок преподавателей на МБС и в г. Санкт-Петербург для проведения переговоров, согласования технических и финансовых вопросов, планирования доставки, закупки и пр.;
  4. Оплата труда преподавателей и технического персонала. Так получается, что сильным людям для участия в каком-то мероприятии требуется чем-то жертвовать, часто брать на работе отпуск за свой счет или оставлять на работе вместо себя дублера, поэтому для привлечения сильных людей им необходимо платить зарплату. Мы рассчитываем зарплату преподавателей исходя из минимальных ставок на уровне 1500-2000 рублей в день и это совсем немного с учетом того что в Москве репетитор берет такие деньги за полтора часа занятий, а в летнем полевом лагере преподаватель будет работать практически круглосуточно потому что студенты со своими вопросами будут вокруг него всегда.
  5. Организационное и информационное сопровождение проекта – административные расходы, печать материалов, оплата типографских материалов и пр.
Да, нам нужны спонсоры!
Администрация института принимает самое активное участие. Наши цели и задачи разделяют все – и ректорат, и факультеты, и кафедры. Но на все денег не хватит, тем более что задача задумана как очень амбициозная. Поэтому мы будем рады любой помощи. Если есть организации, которые готовы поддержать отдельные студенческие научные проекты или проекты преподавателей – будем рады. Если кто-то может подарить или дать нам в аренду грузовик – с удовольствием его примем. Если кто-то готов оплатить транспорт или заплатить зарплату преподавателям – очень хорошо! Если кто-то захочет купить и подарить нашим студентам спальники, рюкзаки или элементы экипировки (куртки-штормовки), в т.ч. с логотипом компании – это только приветствуется. А еще нам понадобится не менее 36 спасательных жилетов. Еще можно оплатить заказ лодки и назвать её своим именем или именем компании – ведь не может быть корабля без имени! Мы будем признательны всем, кто поможет нам купить палатки, спальники, полевое оборудование.Если кто-то захочет премировать лучшие проекты студентов – это тоже будет большим вкладом!
Всю нашу финансовую деятельность мы планируем осуществлять через некоммерческое партнерство «Физтех-Союз», которое было учреждено руководством МФТИ в том числе для проектов такого сорта. Таким образом, все финансовые вопросы будут решаться абсолютно открыто.
Для спонсоров-юридических лиц мы планируем сформировать спонсорские пакеты, которые могут состоять из:
  1. Размещения рекламы спонсора на информационных и раздаточных материалах школы молодых ученых или конференции;
  2. Размещения рекламы спонсоров на оборудовании станции;
  3. Проведение тематических семинаров по направлениям, интересным для спонсоров;
  4. Размещение ссылок на сайте мероприятия;
  5. Размещение логотипов спонсора на конференционных постерах студенческих конференций;
  6. Размещение логотипов спонсоров наконференционных постерах преподавателей.
Мы рассчитываем на то, что заработную плату преподавателей, подготовку методических материалов, закупку оборудования и др. расходы возьмет на себя институт. У нас есть список конкретного оборудования (в основном это объекты инфраструктуры – долгоживущее оборудование лагеря, инструменты, принадлежности для исследований, спасательное оборудование) которое нам необходимо и так же – оплата железнодорожного транспорта. Кроме того, у института нет возможности оплатить ГСМ, а бензина для наших лодок надо много. Мы будем признательны тем, кто поможет нам это купить. Список можно найти в приложении.
И хочется добавить немного лирики…
Дело в том, что часто на Физтехе дела происходят не «потому что», и даже не «вопреки чему-то», а просто так, как они не могут не произойти. И дело даже не в том, что это абсолютно новый проект, аналогов которого просто никогда не было. В общем то, не сильно важно и то, что есть надежда на появление новой формы жизни на Физтехе. Но важно то, что нас допускают на биостанцию СПбГУ – место с вековой историей! Они были первыми учеными, которые не просто начали штурмовать север, а повезли туда студентов, понимая, что только наука, неотделимая от объекта исследования может помочь человеку научиться не только отвечать на вопросы, но и научиться их задавать. И эти люди нам верят, и помогают нам развиваться. Шаг назад в этом процессе будет равнозначен капитуляции. Потому что это необратимо.
Но мы ведь понимаем, что не только инициатива, но и успех в этом деле тоже наказуем. Если все получится, то через год тоже потребуются средства... Нужно будет искать системное решение… Уважаемые коллеги, если мы хотим, чтобы было хорошо, то надо в это дело вложиться. Очень много людей готовы вложить в это многое (талант, время, силы, собственную энергию), но еще нам нужны деньги.
Контактные лица:
Попов Игорь Алексеевич, и.о. зав. каф. молекулярной и биологической физики
Тел. (926)526-3537, e-mail: hexapole@gmail.com
Мария Анатольевна Летарова, начальник практики
Тел. (919)729-5783, e-mail: letarova.maria@gmail.com


Список оборудования и материалов, необходимых для организации и дальнейшего проведения летней биологической практики студентов МФТИ

Page6 1
Page7 1Page8 1Page9 1Page10Page11

Комментариев нет:

Отправить комментарий