На Ольхоне предложено считать го..но ценным биологическим ресурсом
Жидкие бытовые отходы предлагается не вывозить на полигон, не пропускать через очистные системы, а «использовать для «выращивания» почвы с помощью вермикультуры (компостные черви в органическом субстрате) и биомассы в виде травы и деревьев».
Пролив Малое Море, отделяющий остров Ольхон от материка, - один из самых экологически неблагополучных районов Байкала. Вероятно, наиболее грязный. Пока еще не весь, а в наиболее популярных туристических местах. В частности в окрестностях ольхонской столицы – поселка Хужир.
Впрочем, проблема характерна для всего Байкала. Характерный материал с ёмким заголовком – «Куда деть пять миллионов килограмм го...на?».
Вид на Сарайский пляж. Окраина Хужира.
Причина – «загрязнение бытовыми и фекальными стоками». Жители Хужира туалетами с выгребными ямами пользовались раньше, пользуются и сейчас. Про их герметичность говорить не приходится. Однако признаки загрязнения (подтвержденные соответствующими анализами) появились лишь после строительства многочисленных турбаз и гостиниц. На них, особенно - на самых крупных, лежит главная вина в загрязнении вод Малого Моря.
Берег Сарайского залива. Признаки загрязнения «органикой» видны невооруженным глазом.
По закону в Байкал дренирование бытовых/фекальных стоков запрещено. Но кто же проверял на герметичность ямы многих сотен турбаз? Дренирование идет полным ходом. И всё равно за «производственными нуждами» не поспевает, периодически приходится проводить откачку и вывоз этого добра. Закон требует сливать его на полигонах, ближайший из которых находится на материке, в нескольких десятках километров от Хужира. Вывоз обходится дорого.
Но часто слив происходит прямо на острове. В лесу, в степи, на песчаных дюнах. А бывает, что и прямо в Байкал!
Такие случаи много раз доказывались документально.
До рекультивации свалки (располагалась на окраине Хужира) отходы сливали прямо на неё. Источник фото
На фоне этой острейшей проблемы особый интерес вызывает цикл публикаций (плюс выступления на различных форумах) про безотходную утилизацию бытовых/фекальных стоков непосредственно на Ольхоне. Чаще всего в этих материалах говорится о разработках научного сотрудника Института теплофизики Сибирского отделения РАН Игоря Огородникова. О «технологиях замкнутого цикла для защиты озера Байкал от органических стоков».Он предлагает решить проблему «дешево и сердито». Вместо дорогостоящей транспортировки – переработка органических отходов на острове, превращение их в почву.
Хотя я и не специалист в данной вопросе, хочу поделится своими сомнениями.
Почему-то с годами кардинальным образом изменилось описание этих мест переработки. В статье 2018 года говорится, что необходима биоботаническая площадка. На все ольхонские нужды должно хватить участка площадью 10 га, но на всякий случай ученый запрашивает 15-20 га. «Руководство Прибайкальского национального парка и местные власти идею поддерживают».
Это будет «ровная зелёная лужайка с естественным ароматом дикой зелени. Неприятного запаха на биоплощадке не будет совсем, потому что отходы ферментируются. На той же площадке ...разместится технически несложное хорошо утеплённое строение наподобие склада площадью 400 квадратных метров. Это червятник, в котором старатели (так в статье называются черви) будут превращать органику в плодородную почву и ферменты для добавления в сточные воды. Плюс несколько теплиц для круглогодичного выращивания овощей и зелени в расчёте на местное потребление... Выращенная в червятнике почва по мере её накопления будет перемещаться «для дозревания» на биоботаническую площадку и затем использоваться в питомнике и теплицах. А предварительно ферментированные и поэтому утратившие неприятный запах жидкие коммунальные отходы будут использоваться для полива и подкормки посадочного материала в питомнике».
Непонятно - куда будут выливаться привезенные с турбаз тоны пахучих отходов? Прямо в «черятник»? Тогда его запах во всей округе перебьет «естественный аромат дикой зелени». А в долгий зимний период и перебивать–то нечего... И выживут ли после такой заливки черви?
Одна из проводившейся в Хужире конференций. И. Огородников – председатель её организационного комитета. Источник фото.
Впрочем, в только что появившейся публикации процесс описывается иначе. Акцент перенесен на самоочищающие способности почвы. «Весь процесс такого «чудесного» превращения отходов осуществляется на специально организованных биоботанических полигонах. Здесь жидкая органика, идущая со стороны поселений, ... используется для «выращивания» почвы с помощью вермикультуры (компостные черви в органическом субстрате) и биомассы в виде травы и деревьев. Такие биоботанические полигоны могут использоваться в виде лесополос, агролесных комплексов, лесопастбищ и полей орошения из деревьев...Именно такую систему переработки стоков предложено опробовать на острове Ольхон. А затем уже – распространить на всю страну.» И вновь процедура выливания отходов на полигон (где и как) - не описывается.
Зато говорится что, «на биоботанических полигонах никто не собирается выращивать овощи и другие съедобные растения». Позвольте, но в статье от 2018 года речь шла именно о выращивании овощей и зелени! А также о производстве почвы «для огородов местных жителей».
Как-то подозрительно велики различия! И не объяснены важные моменты.
Но даже если метод эффективен, почему местом его проверки выбран именно Ольхон? Природа острова уникальна, охраны заслуживает практически каждый гектар природной территории. Совершенно неуместна их замена на вышеупомянутые «лесополосы, агролесные комплексы, лесопастбища». Кроме того, здесь очень своеобразные и суровые климатические условия. Самое солнечное и «ветреное» место во всей обширной Иркутской области. Вегетационный период очень короткий, а климатическая зима – более 7 месяцев в году. Что наверняка значительно ослабляет способность почв к самоочищению.
С удивлением прочел, что эта методика «подробно изложена в Концепции развития инфраструктуры Национального парка «Заповедное Прибайкалье» на острове Ольхон». Значит следует ждать её реализации? Между тем, концепция на широкое обсуждение не выставлялась, отдельные ее положения узнаем лишь из таких вот публикаций!
Что еще смущает? Идея подозрительно созвучна сложившейся «практике». Значительные объемы жидких органических отходов годами вывозят с турбаз Хужира и сливают в его окрестностях. Делают это из нежелания платить за транспортировку. Но могут заявить, что применяют экологичный метод, используют самоочищающуюся способность почв. Единственная ошибка – водонепроницаемую пленку на своих «полигонах» не догадались использовать....Кстати, а каким образом собираются её закладывать, например, под лесополосы- биоботанические полигоны?
Игорь Огородников предлагает смотреть на жидкие органические отходы «как на исходное сырьё, как на ценный биологический ресурс». Настолько ценный, что надо еще и беспокоиться, как бы поэкономнее его использовать. В моей памяти всплывает книга Владимира Войновича «Москва 2042». В этой антиутопии субстанция, именуемая «вторичным продуктом» (первичный – еда), является главным стратегическим сырьем, основой нашего отечественного экспорта. Не дай Бог дожить до таких времён...
Получается, что все владельцы «рекреационных объектов» на Ольхоне, должны Игоря Огородникова на руках носить. Его идея сулит им огромную экономию.
Но чище ли станет Малое Море?
Виталий Рябцев
- Подробности
- Категория: Эко диспут
- Опубликовано 22.01.2021 10:27
- Просмотров: 42
Комментариев нет:
Отправить комментарий