вторник, 28 мая 2013 г.

Министр И.Н. Слюняев и доступном жилье и ЖКХ

Министр И.Н. Слюняев и доступном жилье и ЖКХ
Министр И.Н. Слюняев и доступном жилье и ЖКХPDFПечатьE-mail
ВЫСТУПЛЕНИЕ

Министра регионального развития Российской Федерации Игоря Николаевича Слюняева на заседании Коллегии Минрегиона России по вопросам «О ходе реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №600 и Послания Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. в субъектах Центрального федерального округа» и «О программах комплексного развития коммунальной инфраструктуры как эффективном инструменте долгосрочного планирования и развития коммунальных инфраструктур»
г. Москва 28 мая 2013 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад приветствовать вас в стенах нового здания Минрегиона России. Мы, наконец, начинаем работать под одной крышей. И надеюсь, это здание станет родным домом для наших регионов.

С сегодняшнего дня мы вводим в практику новый формат проведения Коллегии.

Теперь на каждом заседании будем подводить итоги реализации в федеральных округах ключевого для нас 600-ого Указа Президента Российской Федерации, а также Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года.

Как вы понимаете, на повестке дня сегодня реализация Указа и Послания в Центральном федеральном округе.

По многим показателям развития строительной отрасли, ипотечного рынка, инвестиционной активности субъекты ЦФО объективно опережают большинство других регионов. Достаточно сказать, что в 2012 году на Центральный федеральный округ пришлось 28% всего жилищного строительства и 22% всех выданных ипотечных кредитов в стране.

В ряде субъектов накоплен положительный опыт по формированию специальных механизмов улучшения жилищных условий для граждан с невысоким уровнем доходов.

Прежде всего, имею в виду Белгородскую область, чьи практики по развитию института жилищно-накопительных кооперативов мы начинаем тиражировать во всех субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем, целевые ориентиры по вводу жилья, утвержденные Минрегионом России на 2012 год, достигнуты всего в 9-ти из 18-ти субъектов Центрального федерального округа.

Выполнили план: Белгородская (108,6%), Брянская (100,5%), Воронежская (115,2%), Калужская (112,9%), Костромская (103,2%), Орловская (102,7%), Рязанская (103,3%), Тамбовская (109,2%) и Ярославская области (100,3%). У многих других – значительные отставания.

Справочно: Не выполнили план: Владимирская (86,05%), Ивановская (79,8%), Курская (84,4%), Липецкая (99,7%), Московская (87,2%), Смоленская (62,7%), Тверская (78,1%), Тульская (64,6%) области, г. Москва (94,9%).

Думаю, сегодня мы обсудим, в чем причины этих отставаний, и поговорим об основных направлениях решения стратегической задачи к 2020 году по вводу 1 квадратного метра жилья на человека в год.

Другие приоритетные задачи, определенные 600-м Указом, всем также хорошо известны. Это:
- снижение стоимости строительства;
- формирование арендного рынка жилья;
- улучшение жилищных условий многодетных семей;
- либерализация рынка земли для комплексного освоения;
- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг;
- ликвидация аварийного жилого фонда;
- создание сети общественных организаций в ЖКХ.

Рассчитываю в докладах коллег услышать подробную информацию, как идет работа по всем этим направлениям в субъектах Центрального федерального округа.

Второй вопрос повестки – программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.

Напомню, что один из приоритетов, обозначенных в 600-м Указе, – обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в ЖКХ. Сегодняшняя потребность в них по нашим оценкам составляет более 9 трлн. рублей.

Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли ЖКХ на законодательном уровне за последнее время принято немало значимых решений.

Это и переход к долгосрочному тарифному регулированию, и увеличение минимального срока действия технических условий на подключение к инженерным сетям, и наделение Фонда содействия реформированию ЖКХ новыми функциями по финансированию региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры.

Буквально две недели назад, 7 мая 2013 года, приняты важные изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», которые устанавливают обязательные требования к собственникам, концессионерам и арендаторам объектов коммунального сектора в части объемов и направлений инвестиций, целевых показателей надежности и сроков их достижения.

Справочно: Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С нормотворчеством на федеральном уровне всё более или менее неплохо. Я уже неоднократно приводил статистику, что за последние 20 лет принято 150 федеральных законов и 2600 подзаконных актов, регулирующих сферу ЖКХ.

Однако на практике многие инструменты привлечения инвестиций либо только начинают использоваться, либо вовсе не работают. Те же соглашения по концессиям заключены пока лишь в 4 субъектах Федерации. А инструменты выдачи гарантий предприятиям ЖКХ под привлечение кредитов практически не применяются.

Не лучше ситуация и с обсуждаемыми сегодня программами комплексного развития коммунальной инфраструктуры, которые должны представлять собой планы конкретных мероприятий, опирающиеся на приоритеты развития территорий и анализ текущего состояния систем ЖКХ.

По данным нашего мониторинга такие программы утверждены только в 10 тысячах (9,954 тыс.) муниципальных образований, схем теплоснабжения утверждено лишь 644.

Зачастую работа выполняется формально и с отставанием от сроков.

Большинство органов местного самоуправления не понимают значимости таких схем и не рассматривают их как реальный инструмент управления развитием систем жизнеобеспечения.

Результатом становится отсутствие объективной оценки инвестиционных потребностей на модернизацию коммунальной инфраструктуры, дефицит инвестиционных программ, отсутствие обоснованных тарифов на подключение новых объектов, нерешенность проблемы с оформлением прав на бесхозяйные объекты коммунального хозяйства и земельные участки под ними.

На эту тему будут выступать и коллеги из субъектов Российской Федерации, и представители ресурсоснабжающих организаций. Рассчитываю, что мы подробно услышим о проблемах при разработке схем и программ комплексного развития, а также об опыте их практического применения.

Еще один важный вопрос, который предстоит обсудить – это проблема кадров в ЖКХ.

К сожалению, сегодня приходится говорить о катастрофическом дефиците профессиональных кадров. Он ощущается не только среди работников коммунального комплекса, но и среди перспективных управляющих: специалистов по планированию, привлечению инвестиций, управлению качеством.

Минрегионом России начата работа по подготовке профессиональных стандартов работников отрасли ЖКХ. К ней будут приглашены представители всех заинтересованных органов, бизнес, эксперты.
Готовим к подписанию трехстороннее отраслевое соглашение в ЖКХ.

Безусловно, необходимо формировать и специальные образовательные программы подготовки и переподготовки кадров, которые должны быть направлены на обучение как работников коммунального комплекса, так и руководителей регионального и муниципального уровней, ответственных за ЖКХ.

Уважаемые коллеги!

Жилищно-коммунальное хозяйство – это единый комплекс, где все процессы взаимосвязаны, а принимаемые решения оказывают прямое влияние на качество услуг, предоставляемых гражданам, развитие территорий, строительство нового жилья.

В текущих условиях важно задать единый вектор развития отрасли, обеспечив формирование универсальных моделей привлечения инвестиций.

Предлагаю начать работу.
Слово для первого доклада «О ходе реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №600 и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. в субъектах Центрального федерального округа» – Заместителю Министра регионального развития Дедюхину Владимиру Анатольевичу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий