АЛЕКСАНДР АРЧАКОВ: «БЫСТРЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В НАУКЕ ВООБЩЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!» | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() Объединение Российской академии наук с Медицинской академией и Академией сельского хозяйства весьма негативно отразится на развитии отечественной медицины, приводит мнение академика РАМН Вадима Покровского «Эхо Москвы». В результате слияния в составе общей Академии будет снижаться значение медицинской науки, — считает руководитель федерального научно-методического центра Минздрава по профилактике и борьбе со СПИДом при. Он добавил, что от желания правительства сэкономить средства, выделяемые Академиям, медицинская наука в России точно не станет лучше развиваться. В рамках развернувшейся дискуссии о перспективах слияния РАН и РАМН журнал «Экоград» предлагает интервью с вице-президентом РАМН Александром Арчаковым, опубликованное в мартовском номере журнала. АЛЕКСАНДР АРЧАКОВ: «БЫСТРЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В НАУКЕ ВООБЩЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!» Интервью академика РАМН Александра Арчакова главному редактору журнала «Экоград» Игорю Панарину, опубликованное в августе прошлого года в одном из научных изданий, произвело в научной среде эффект направленного взрыва. Тезисы о «гамбургском счёте» и выдуманных критериях оценки научных публикаций, о предельной бюрократизации грантовой системы в Росси как причине «утечки мозгов» расставили несколько иные акценты в спорах академических кулуаров. Сегодня Александр Арчаков, вице-президент академик РАМН, директор НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича РАМН, доктор биологических наук, профессор, и Игорь Панарин снова сели за «круглый стол», чтобы продолжить старую полемику. Родилась ли в этом споре истина – покажет время… [* Индекс Хирша – наукометрический показатель, предложенный в 2005 г. американским физиком Хорхе Хиршем из Университета Сан-Диего (Калифорния, США). Является количественной и качественной характеристикой продуктивности ученого, основанной на количестве его публикаций и количестве цитирований этих публикаций.], Игорь ПАНАРИН: Во-первых, я хотел бы завершить первый этап обсуждения тезиса о реструктуризации науки, который мы озвучили год назад в том нашумевшем интервью. Ведь очень многие люди, к примеру, Виктор Александрович Быков, Константин Северинов, приняли так или иначе участие в этой дискуссии. Прошёл уже почти год, и можно уже подвести первые результаты этой полемики. Изменилось ли что-то в течении научной жизни, на Ваш взгляд, и каковы эти изменения? Это интересно ещё и потому, что Вы умеете посмотреть на научное сообщество и взглядом изнутри, взглядом из вне. и многие нюансы, которые мы считаем фоном и шумом, Вам бросаются в глаза… Александр АРЧАКОВ Я бы отметил некоторые подвижки, которые важны не своей радикальностью, но своим наличием. Это та редкая ситуация, когда движение – в лучшую сторону. Например, Минобрнауки и Минздрав синхронно с академиями ввели в критерии оценки международные показатели – цитируемость автора, наибольшее число цитирования на одну работу. И тот самый индекс Хирша, о котором мы говорили… СПРАВКА: Индекс Хирша – наукометрический показатель, предложенный в 2005 г. американским физиком Хорхе Хиршем из Университета Сан-Диего (США). Является количественной и качественной характеристикой продуктивности ученого, основанной на количестве его публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Александр АРЧАКОВ: Индекс Хирша и другие подобные параметры ‑ они уже появились и это большое дело, но появились опять-таки в российском варианте. Кроме них, появилось много ещё, как обычно, ведомственных показателей. Из-за этого критерии размываются. Я понимаю, что есть разные трактовки того, что сейчас нужно ведомству, опять вспомнили про количество ученых до 39 лет. Это искусственное вскармливание, на мой взгляд. А на самом деле, если мы будем ориентироваться на единые международные показатели фундаментальной науки, то для прикладной науки должны быть свои показатели, с учетом специфики ведомств, исключая, конечно, закрытые учреждения. Их вообще надо из рассматриваемого списка просто убрать. Вот такая ситуация и она, по-моему, пока благоприятна, но медленно развивается. ИП:Вот Вы сказали «искусственное вскармливание», а я как раз вспомнил недавние словаглавы Минздрава Вероники Скворцовой на заседании расширенной коллегии РАМН о малой науке, о развитии научных групп, в частности, она говорила о Шатуре, в которой они пытаются поддерживать такие группы. Вскармливание – это один из наиболее понятных способов поддержки молодежной науки и вот тут есть доводы, есть правила, и бытовые доводы разумности. Как Вы думаете, сможем ли мы найти новые правила? АА: Вы знаете, прежде всего нам нужно определиться с понятиями. Есть фундаментальная наука, где все давно стабилизировалось. Если раньше была одна государственная программа фундаментальная – для государственных академий, то теперь появились дополнительные еще две – для научно-исследовательских институтов и центров, и третья – для высших учебных заведений. Ну вот, кажется, пережили период электрификации, газификации, компьютеризации – теперь фундаментализация «всея страны». На первый взгляд, это действительно хорошо, но мы забываем, что все начинают с разных уровней. В соответствии с постановлением 1996 года фундаментальная наука – это прерогатива Академий Наук. Для всех остальных это было нечто вроде хобби – можешь заниматься, а можешь и не заниматься. Это не дискриминация, просто так построено в нашей стране было, поэтому фундаментальная наука выступает как бы с разных уровней - любители и профессионалы. То есть с одной стороны те люди, которые были обязаны, с другой стороны те люди, которые просто любили это дело. И если, как всегда, решается вопрос денег, будет ли это эффективно или не эффективно…, а ведь мы видим только одну сторону ‑ вовлечь высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, вроде бы очень привлекательно, хорошо. Это будет повышать уровень этих людей – а вот насчет эффективности я сомневаюсь потому, что есть вторая сторона, есть профессионалы, есть любители. Мне кажется, что здесь надо идти по пути увеличения бюджетов, уже давно работающих в этом плане институтов, то есть, институтов Российских Академий наук. ИП: Все говорят, что, по всей видимости, уже в мае будет у РАН новый президент, даже называют как наиболее вероятного претендента Владимира Фортова. По Вашему мнению насколько вероятны изменения? Я к тому, что РАМН и РАН между собой очень тесно взаимодействуют… АА: Мы работаем по общей программе, тут никаких у нас нет разночтений. ИП: Интересно, что даже вероятное избрание Владимира Фортова связывают с эффектом, который очень известный политик, «рукопожатая в научной среде», Екатерина Попова, помощник главы Администрации Президента РФ, обозначила как «постинновационно-бурный период»… АА: Я не знаю, что это значит, но твердо могу сказать, что изменить развитие и путь, по которому идет академия, неважно, РАН или РАМН, никому не под силу. Академии как развивались, как шли этим путем, так и будут идти, поменять что-то невозможно. Я уверен, что ничего и не нужно менять. Есть высокоэффективно работающие организации. Институты Академий Наук, - это покажет даже самый приблизительный анализ, - в плане фундаментальной науки на порядке сильнее, чем и ведомственные институты, и высшие учебные заведения. Разница в уровнях очевидна. 80, а может даже и больше процентов фундаментальной науки – это сделано Академиями наук. ИП: Ну а вот другой аспект. Дело в том, что Владимир Фортов в свое время выступал отчасти против «Сколково». Я помню его знаменитую фразу, что «нам торговцы в науки не нужны». И сейчас мы уже обсуждаем результат… АА: Давайте не будем путать. «Сколково» никакого отношения к науке не имеет. По определению, по ее функциям ‑ точно так же, как «РОСНАНО», не имеет никакого отношения к науке. Эти структуры должны заниматься инновационной деятельностью. Что такое инновационная деятельность? Это превращение научных знаний в деньги. У нас кто-то что-то опять перепутал в стране и изобрёл инновационную науку, но нет такой в природе! Есть наука, есть инновации. Инновации, как очень хорошо сказал один из финансистов, – это превращение научных знаний в деньги, но ведь если есть хороший менеджмент, то деньги можно делать из воздуха, не привлекая никаких научных знаний. У нас произошла полная путаница, «РОСНАНО», «Сколково» – это организации, которые должны использовать существующие в стране научные знания, превращать их в деньги. Есть или инновации, или наука. Давайте на этом договоримся. ИП: Наука и инновации в какой-то момент действительно в сознании людей немножко слились… АА: Ясно, что никакого отношения к науке инновации не имеют, они должны использовать научные достижения, но другой вопрос возникает, а есть ли в стране то, что можно использовать? Ведь когда формировалась Силиконовая Долина, она формировалась на базе могучей американской науки. Там было что-то. А у нас есть? Давайте разберемся с этим. ИП: Ну что-то ведь у нас есть… АА: У нас опять произошла подмена понятий. Минобрнауки, Минздрав сошлись на том, что не могут разделить фундаментальную и прикладную науку. Но это же не так! Первокурснику понятно, что фундаментальные науки генерируют знания, прикладные ‑ новые продукты и технологии. Что тут разделять, не пойму. Все уже давно в словарях разделено и самое главное, что, по крайней мере, в медицинской науке, не только нет намёка на слияние, а наоборот расстояние между фундаментальной наукой и прикладной медициной всё больше растет. ИП: Наукой и медициной? АА: Нет, наукой и, так скажем, практикой здравоохранения. Только растет. Поэтому специально была создана трансляционная медицина, которая должна ускорить перенос знаний фундаментальной науки в практику медицины и здравоохранения. Это очень сложно. В 2010-2011 годах в Национальном Институте здоровья США даже был создан специальный Институт Трансляционной Медицины, чтобы как-то преодолеть этот барьер. У нас опять вдруг все сливается, хотя реально всё наоборот же. ИП: Узкая специализация по направлениям… Но Вы год назад говорили о том, что к Вам не нужно подходить с вопросом, когда появятся лекарства в аптеках ‑ к вам нужно подходить с вопросом, когда появится лекарство. АА: Здесь опять противоречие, и мы его можем ликвидировать. Я не вижу каких-то российских особенностей в науке. Есть мировая наука, и мы должны в нее просто войти и все, и закрепится на каких-то позициях. Очень сложно потому, что многое время мы в ней отсутствовали. Кстати, я могу сказать, наша наука нисколько не хуже, даже чем мировая, во многих нисколько не хуже, просто, мы в мировой науке не участвуем. ИП: Инновационный бум, который был предложен Дмитрием Медведевым, подразумевал как раз популяризацию науки, в том числе для молодых участий в научных процессах. АА: Нет. Я его понял по-другому. Он подразумевал превращение научных знаний в деньги и ничего больше и этот процесс у нас хромает тоже. Что бы Вы мне не сказали, есть определения, почитайте любой словарь, там все написано. Для того, чтобы превратить достижения в деньги, во-первых, они должны быть. Думаю, что никто не прорабатывал вопрос, что мы можем из наших российских достижений превратить в деньги. Во-вторых, должен быть механизм, менеджмент. Это лишь наивное заблуждение здесь, в России, что придет человек, который закончил за рубежом школу бизнеса, и он все это сделает. Потому что он молодой, и у него другое образование. Не бывает такого. Нужна опять многолетняя практика менеджмента – это второй вопрос. И третий – должны быть механизмы, а их тоже нет. Поэтому здесь лучше давайте на этом сосредоточимся. И «Сколково» и «Роснано» - это попытки их создать. Я считаю, что должно быть программно-целевое финансирование. Прежде чем что-то делать, нужно сформулировать цель, подобрать коллективы, которые способны по квалификации выполнять эту работу, а затем профинансировать. И ничего здесь плохого нет. Грантовую систему тоже нужно сохранить, но вывести ее из-под действия ФЗ № 94 (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». – Ред.) На первом месте должна быть квалификация коллектива, а не цена исследования. Из интервью Александра Арчакова, август 2012 года ИП: У меня возникли еще два вопроса. Во-первых, по университетской науке. Те критерии, которые Вы озвучивали и в нашей беседе год назад, и на, прямо скажем, историческом заседании Президиума РАН, сегодня легли в основу, с некими коррективами, в ситему оценки эффективности ВУЗов. Министерство начинает приводить вузовскую систему в соответствие с этими критериями и, конечно, сталкивается с человеческим фактором. И это болезненный процесс, но был ли он предопределен и можно ли было его как-то избежать? АА: Это очень процесс тонкий. Ведь из-за чего сейчас возмущение общественности? Критерии, которые используются для оценки деятельности, никем не обсуждались, даже не были вынесены на обсуждение. Это опять как оценка науки. Наша наука не такая плохая, я еще раз говорю, просто мы привыкли так думать. Это хорошая наука, вполне сравнима с мировой, просто мы используем другие критерии для ее оценки. Нас никто не понимает. Такая же самая, я думаю, ситуация и в системе образования. Мы должны не придумывать какие-то критерии, а взять международные критерии. Ну поймите, Московский государственный университет вылетел за черту двух сотен, разве можно в это поверить. Используются какие-то другие критерии, местечковые критерии. Взять надо международные критерии и опубликовать. Это очень просто. Опубликовать и обсудить. И я очень рад был сообщению, что МГУ вернулся в топ 50. Было такое сообщение. Ориентироваться на международные критерии – какие могут быть другие варианты? Все мы оценены давно на международном уровне. Конечно, мы можем быть не согласны и в противовес изобретаем свои критерии. Но эти критерии мешают, талантливые люди уходят из науки. Первый отъезд – уехали социально активные люди, второй – уехали люди, которые были нищими, третий – уже более избирательно, у которых не было материально-технической базы. А сейчас будут уезжать те, которые не хотят заниматься бюрократической работой. При написании гранта закономерность такая – чем больше потратить по весу бумаги, тем больше этот грант стоит. Надо остановить это безумие. Талантливая молодежь вообще не хочет этим заниматься – 500 тыс. грант и столько же стоит бумага, которая потребуется для написания этого гранта. Из интервью Александра Арчакова, август 2012 года ИП: И как бы вы видели организацию такого обсуждения? Вообще это очень ценная идея. АА: Во-первых, все это должно быть вывешено в Интернете, во-вторых, должно быть выступление руководства Минобрнауки, что мы используем такие критерии, понятно, что не все они приложимы ко всем системам высшего образования, тут должна быть дифференциация, но они должны быть. И чтоб мы ни говорили, ничего другого тут быть не может. Вы понимаете, оценка всегда зависит от критериев, функций тех критерий, которые мы используем. Я не очень хорошо знаком с образовательной системой, ‑ но, у меня такое впечатление, что там такая же самая ошибка. Мы генерируем какие-то свои критерии, игнорируем мировые, а потом удивляется, что оказываемся на задворках рейтингов. ИП: Но возник совсем недавно ещё один парадоксальный момент. Насколько я разговаривал с ректорами вузов, Некие бизнесмены или рейдеры, которые увидели из рейтингов, что какие-то университеты признаны неэффективными, восприняли это как сигнал к делёжке такой собственности... АА: Я здесь не специалист. ИП: Тут имеется в виду, что в научную полемику или образовательную полемику вмешивается некий социальный или просто внешний фактор. АА: Не знаю. Я сторонник одного. Прежде чем что-то оценивать, нужны критерии, критерии в науке фундаментальной – должны быть международные, в прикладной – этот вопрос нужно обсудить, поскольку прикладная наука может иметь некие особенности. В России фундаментальная наука никаких особенностей не имеет. Наука, связанная с оборонным производством, ни в коей мере не должна оцениваться так потому, что она наоборот должна быть защищена, на мой взгляд, даже лучше, чем она сейчас защищена. А в образовании, на мой взгляд, хотим мы или не хотим, должны сейчас уже следовать международным критериям. Только нельзя действовать так: сегодня ввели критерии, а завтра уже проводим оценку. Надо дать время 3-5 лет, а потом уже оценивать. ИП: И вот финальный вопрос сегодняшнего диалога. Быстрые изменения, о которых говорил Президент России в своем последнем послании Федеральному Собранию, насколько Вы их видите в научной сфере? АА: Быстрых изменений в науке вообще быть не может. Изменения должны быть, но только эволюционные. Поверьте, никаких революций в науке в принципе быть не может. Ученые растут очень медленно, критериев, что это хорошее, а это плохое – в единственном числе быть не может, это должен быть комплекс критериев. Они все есть в международной научной практике. Просто нам надо на них перейти. У нас одна проблема, о которой я уже упоминал сегодня, ‑ мы всё время хотим чем-то отличаться, апеллировать к нашим национальным особенностям. Предлагаю простой выход ‑ если мы говорим о национальных особенностях российской науки, мы должны сделать фильм наподобие блокбастеров о национальных особенностях русской рыбалки, охоты и чего-то там ещё. ИП: Подать идею Александру Рогожкину? Да запросто! АА: На самом деле, если что-то есть территориально локализованное в этой области, то оно не касается предмета по существу. Существо и охоты, и рыбалки, и науки остается тоже самое. Мировая наука везде – взять Соединенные Штаты, Японию, Россию, ‑ по существу одна и та же. В фундаментальной сфере надлежит генерировать знания, в прикладной науке ‑ использовать эти знания, что по сути дела и есть начало инноваций. ИП: Ну что же, давайте обсудим результаты сегодняшней встречи через год. Как мы здесь поставили диагноз и как пойдут дела в российской науке реально. АА:И заодно проведём работу над своими ошибками… |
Комментариев нет:
Отправить комментарий