вторник, 6 января 2015 г.

2015 год объявлен в РФ годом литературы

2015 год объявлен в РФ годом литературы

2015 год объявлен в РФ годом литературы

     
DSC 1708Журналы «Берега» и «ЭкоГрад» в год литературы объявили акцию «Зеленая волна». Старт акции состоялся в Калининграде, крайней западной точке России.
«ЭкоГрад» публиковал отчет о встрече. В статье главного редактора журнала «берега» Лидии Довыденко«Перекличка единомышленников в изумрудном цвете» рассказывалось о тематической встрече с читателями двух журналов: «ЭкоГрад» (Москва) и художественно-публицистического журнала «Берега» (Калининград) состоялась в Калининградской областной научной библиотеке в день Святого Николая Чудотворца – 19 декабря.

В частности, отмечает Довыденко, Игорь Панарин – главный редактор журнала «ЭкоГрад» - рассказал о своем любимом детище, создаваемом в мыслях и в реальности чуть ли не круглосуточно, о формировании в читателях журнала экологически здорового мировоззрения, об экологическом воспитании и просвещении на научной основе.


Разговор шел о личной позиции отдельного человека, живущего в мегаполисе, о чистоте души, об акции студентов-филологов «Экология души». О ней рассказала Ирина Булдакова, руководитель Ассоциации творческих союзов, создав телепередачу о поиске чистоты духовной и о работе по очищению леса на Куршской косе, об укреплении дюн по берегу Балтийского моря. Ирина Васильевна убеждена, что экологи, журналисты, писатели могут будить спящую душу человека, его сознание к тому, чтобы сохранять все живое вокруг себя.

Владислав Малаховский, доктор физико-математических наук, профессор кафедры геометрии и общей математики БФУ им. Канта, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАЕ, соединил как в своей научной деятельности, так и в выступлении, математику, Бога и Вселенную, ощущая глубокую связь чисел с философией и религией. Его публикация в журнале «Теория и практика общественного развития» акцентирует внимание на то, что рыночная экономика нанесла большой урон развитию фундаментальных наук, в том числе и гармоничности сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды
.
Ирина Горностаева, недавно приехавшая в Калининград с острова Сахалин, где была главным редактором газеты Сахалинского края «Губернские новости», а также членом Общественной палаты при губернаторе, рассказала о роли общественных организаций в процесс вовлечения различных слоев населения в общественно важные проекты.

Поэт Александр Красов поделился своим впечатлением от участия в одной экологической конференции. Увы, чтобы «попиарить» себя, многие политики прибегают к беспроигрышному варианту – обращению к теме экологии. Но на самом деле экологическая работа – очень серьезная и необходимая. Часто западные страны приводят в пример, какие они ухоженные и чистые, забывая, что производство, сопровождающееся загрязнением окружающей среды, они размещают в третьих странах. И если посмотреть на планету, то львиную долю загрязнений на ней создали так называемые передовые и развитые страны, и об этом нужно говорить. В заключение, Александр Красов прочел свои стихи, наполненные теплым чувством от воспоминаний об уборке урожая на щедрой земле его детства.

Художник Сергей Любкин поднял тему производства товаров длительно потребления и гибельности для планеты, истощения ее ресурсов в бесконечной погоне за все новыми и новыми видами краткосрочной в эксплуатации техники, мебели, одежды и обуви. Назрела необходимость поменять сознание в голове производителей, а потом начнутся изменения и в экономике.

Наталья Дроздова, заведующая библиотекой колледжа торговли и предпринимательства, рассказала об экологической работе в стенах колледжа, о работе студентов на Куршской косе по поддержанию чистоты и предложила стены колледжа для создания центра или штаба экологической работы в городе.

Студенты института экономики выразили уверенность в том, что человечество все же движется ко все более глубокому пониманию необходимости решения экологических проблем как со стороны отдельной личности, так и со стороны власти, ученых, философов, деятелей культуры.

Собравшиеся делились своим опытом участия в экологических акциях, открытиях, что мать-земля и человек должны жить в гармонии, а предназначение человека - делать добро, нести в себе духовные ценности своего народа, проводить в своей семье экологическое воспитание.

В итоге состоялась перекличка единомышленников – двух журналов: «ЭкоГрад» и «Берега» не для администраций, не для грантов, не для партий, а из понимания того, что есть необходимость встретиться нам, единомышленникам, людям, которые ощущают себя на планете, как в родном доме, сохраняя, сберегая его, сообразуясь с целостным пониманием единства природного, человеческого и культурного наследия человечества, тем, кто верит, что человечество справится с духовно-нравственным кризисом, если будет служить земле, возделывать ее, любить - ведь это и направляет духовную организацию жизни.

Далее по замыслу инициаторов акции могут пройти в городах восточнее Калининграда. Кредо заседаний: «единомышленники и экология». Формат мероприятий особого значения не имеет.
В дальневосточном регионе к акции присоединился известный писатель и публицист Игорь Шумейко. Со статьей «На острие «Восточного вектора России»

В разговорах о «литературоцентричности России», отметил Шумейко, забывают один из главных примеров могущественного воздействия Слова на нашу Историю.

Далее Шумейко делится рассуждениями. Считаем необходимым привести их без редактуры. От первого лица. 

Писатель Николай Полевой в журнале «Северная Пчела» на фоне общеблагостных рассуждений о правлении Дома Романовых, коему тогда близилась очередная «дата», дал строгий, взвешенный перечень главных приобретений и потерь России эпохи Романовых. И наиболее тяжкой он назвал потерю Приамурья по Кяхтинскому (Нерчинскокому) договору 1689г. Совершенно неожиданная оценка – на фоне тогдашней почти идиотической погруженности России в мельчайшие европейские дрязги, тупиковый «Священный Союз». В МИДе – одиозный Несельроде, русскую армию швыряют «на помощь» по первым просьбам монархов, вскоре объединившихся против России в Крымской войне. Статья Полевого об истинных национальных интересах, о том, что и сегодня, 180лет спустя вновь «открывают» как «Восточный вектор России», привлекла внимание императора, Николай I отправил миссию Путятина в Китай, а Невельского на Амур.

И Россия тогда успела, поймала уникальный в истории момент: возвращение Приамурья, присоединение Приморья прошло без единого выстрела, капли пролитой крови. Китай, душили тогда «НАТО-вцы 19века», Англия и Франция проводившие операцию, в НАТО-вской же стилистике: «Чай в обмен на опиум» (См. «Опиумные войны»). По расчету «конфуцианских мудрецов» появление на Тихом Океане России будет противовесом Англии, Франции, Японии. И расчет оправдался: даже проиграв Русско-Японскую, даже учинив у себя Гражданскую, СССР успел помочь, правда, уже не богдыхановому, а мао-цзедуновому Китаю. Своей геополитической нужностью Россия получила Дальний Восток, но и лишиться его может своей никчемностью, растеряв остатки рабочих мест, населения, политической воли.

Покойный профессор С.П.Капица повторял, что человеческая цивилизация развивалась вокруг «Средиземных морей», первым из которых было – собственно Средиземное, вторым: Северная Атлантика, третьим и последним станет Тихий Океан. Успешно прошедший во Владивостоке форум АТЭС-2012, нынешний кризис отношений с Европой можно рассматривать как новые вешки, не дающие России сбиться с генеральной политической линии – Восточной.

Все помнят лозунг «Россия – энергетическая держава» и волну скепсиса: «Сырьевой придаток»? Второй лозунг «Россия – транспортная держава» вызвал уже более конструктивное отношение. Понятно, что транспорт, транзит: ресурс возобновляемый, не «проедаемый», обеспечивающий больше рабочих мест, большую их квалификацию. Да и геополитики, твердящие: «Россия – хартленд! (сердцевина мира), отстоявшая эту роль в тяжелой борьбе с «римландом»(Англией и прочимии прибрежными странами)» - наверно понимают, что самой «хартлендностью» никого не накормишь. В действительности наш выход к Дальнему Востоку и удержание его означает – да, причастность к будущему мира, но конкретно – к главному транспортному маршруту планеты: Европа – Восточная Азия. Еще семь лет назад он оценивался в 293млрд.долл/год. Сейчас ожидают новой экспертной оценки, натуральные и стоимостные показатели, разумеется выросли, но... доля России в этом «пироге» по-прежнему колеблется в районе 2-3%.

В 2010 году я много поездил по Дальнему Востоку, собирая материалы для книги «Ближний Дальний. Предчувствие Судьбы». Фрагменты будущих глав публиковала «ЛГ», предисловие написал Валентин Григорьевич Распутин,известный режиссер Владимир Хотиненко по мотивам книги создал одноименный документальный фильм (шел на канале «Россия» в 2012).

Поездку осени 2014го, я посвятил изучению главных портов Приморья: Находка, Владивосток, Зарубино. Кроме вышеотмеченной геополитической их важности интерес подпитала волна репортажей, идущая уже года два: «Угольный беспредел» (типичное название). ОРТ посвятило этому свое расследование, зафиксировав, что уже: "... в 2012г предельно допустимые концентрации угольной пыли в атмосфере города Находка были в 2,2раза выше нормы... А угольная пыль - это легочные заболевания, рак". Но с тех пор проблема выросла неимоверно: грозящая экологическая катастрофа влияет и на демографическую ситуацию, «выкуривает» из Находки даже и тех людей, что смогли перезимовать здесь «лихие 1990-е».

С такой «геополитико-экологической» подготовкой я и приехал в Находку в октябре-2014. Самое ужасное изменение за 4 года, и самое зримое: вся гигантская дуга бухты, начиная от мыса Астафьева – цепочка угольных терриконов. Где раньше принимали, обрабатывали рыбу и морепродукты, минеральные удобрения, технологическую щепу, контейнеры... всюду гигантские горы угля. Даже лес-кругляк, на что уж ходовой товар – отодвинули, на лесном терминале те же терриконы. «Угольная лихорадка», весь город в угольной пыли, специальные бригады периодически отмывают городские памятники. Особенно часто моют мемориал, называемый в народе «Волна», его установили лет 30 назад на высоком перевале - нечаянный, как оказалось, индикатор: сюда традиционно привозят официальные делегации, аллегория приморского города, «Голубая волна» сегодня черная, как антрацит.

Олег Геннадьевич Альмакеев, начальник службы коммерческой работы ОАО «Восточный порт»: Рынок угля был сильно перегрет. Сейчас он стоит 75долларов/тонна, а еще недавно: 110. В Находку прилетали десятки китайских бизнесменов, порой – просто с чемоданами «налички»: «Срочно грузите корабль!» Тут конечно, любой «хозяйствующий субъект», в какой бы сфере он ни хозяйство, если имеет сколько-то метров причальной стенки – мигом превращался в «угольного экспортера».

Самый едкий пример: Находкинская ЖБФ (Жестяно-Баночная Фабрика). С её причалов десятки лет советские рыбо-перерабатывающие флотилии загружались тарой. Расходились на месяцы по океанам, возвращались с грузом консервов. Рыба, морепродукты. Знаменитые банки крабов «Чатка», валютный козырь СССР начинали свой «путь к прилавкам» Москвы, Парижа, Лондона.... тоже от причалов Находкинской ЖБФ. В 2010 собирая материалы для книги «Ближний Дальний. Предчувствие судьбы» я сверялся со справочниками: Находккинская ЖБФ: «крупнейшая в СССР, затем в РФ».

Теперь к её пустующим цехам привалены терриконы угля, работой обеспечены – лишь несколько смен экскаваторщиков. Ближайшие микрорайоны Находки пустеют и скоро сгодятся разве что модным ныне экстремалам, для игр «Почувствуй себя шахтером!»

Горелов, транспортный прокурор Находки собрал досье о компаниях, превративших город в угольный террикон, написал представление, заработал уважительное прозвище «комиссар Каттани». Находкинский суд вынес решение: запретить навалку угля открытым способом в черте города. Далее, рассказывает известный в городе адвокат Павел Шепчугов: «На следующий день Дело увезли во Владивосток, и в тот же, субботний(!) день собрали коллегию Приморского краевого суда и отменили решение Городского суда Находки. Навалка угля продолжилась»...

Серьезные видно люди.

Но все же Эколог - не последняя инстанция в стране и государственные решения надо принимать, сообразуясь и с Экономистом.

Через порты Дальнего Востока идет 59% экспорта российского угля. Порты Находки – это более 12% грузооборота общероссийского и 48% дальневосточного. Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай – прекрасный рынок. Угля в России гораздо, на порядки больше чем нефтегаза. Шахтеры в России – известно, сколь важный, боевитый отряд нашего общества, обеспечить их работой - понятно сколь важная задача. Я, немало публиковавший, выступавший на ТВ, радио по радиационной, ртутной и многим другим угрозам, признаться, и не представлял, всей глобальности проблемы перевалки больших объемов сыпучих грузов. Угрозу несет, оказывается, даже навалка зерна(!), когда миллионы тонн груза оборачиваются тысячами тонн пыли. Угольная пыль, смытая в море, покрывает дно, убивая уникальную живность дальневосточных морей, в сравнении с богатствами которых и Балтика и даже Черное море – просто кафельные бассейны.

С директором Дальневосточного отделения Института истории, археологии и этнографии РАН, доктором исторических наук, профессором Виктором Лаврентьевичем Лариным мы беседовали в основном по вопросам нового этапа российско-китайских отношений. Он, ведущий специалист работал в составе делегаций собственно и совершавших весной-летом этого года исторический прорыв на Восток, о подробностях и перспективах которого, я планирую опубликовать отдельную статью. Но Виктором Лаврентьевич еще и – Председатель Общественной палаты Приморского края и конечно, вопросы жизни (или иногда – выживания) приморцев – его прямая забота.

- Мы, Игорь, говорили с Вами, что «китайские страхи и страшилки», при тщательном рассмотрении являются - опасениями за свое собственное руководство «как бы не сдали». Что в 1969м, в разгар событий на Даманском не было и тени подобных сомнений. Именно с этой точки зрения мы рассматриваем и другие проблемы: экологическую, демографическую.

Уверенность сограждан в политической воле руководства сохранит Дальний Восток российским и... населенным. Экономическое развитие во всей Восточной Азии не освобождает от проблем, а порой их обостряет. Сочетание роста, создания новых рабочих мест и сохранения экологического баланса - Общественная палата только что подступилась к этой проблеме. Буквально за два дня до нашего с Вами разговора создана Рабочая группа, возглавить её поручили известному общественному деятелю и бизнесмену Валентину Лабонину.

Избранный 14 сентября губернатором Приморского края Владимир Миклушевский, признавая последствия «угольной лихорадки», как важнейшую проблему региона, включил в свой предвыборный маршрут Находку и внимательно, в окружении множества советников, журналистов, телекамер, рассмотрел и Проблему и её Решение.

Действительно, решение Теоремы безопасной погрузки миллионов тонн угля – требует определенной работы ума, даже некой изощренности, учета десятков факторов и серьезных инвестиций, строительства целого завода, там где тупая жадность просто подгоняет пару экскаваторов.
Потому и важно показать стране хотя бы один пример удачного решения, успешно реализованного высится на фоне десятков «дикарских». Начало было положено еще в 1970е годы: Всесоюзная ударная стройка – Порт Восточный. В стороне от растущей Находки выбрали бухту Врангель, незамерзающую, глубоководную, каких в России считанные единицы. Почетный гражданин Находки, знаменитый ныне путешественник, художник Федор Конюхов в лирическом настрое рассказывал мне о замечательном времени первых строительных десантов, в числе которых он трудился в Порту Восточном.

Контейнерный порт успел заработать еще в годы СССР, позже – понятная пауза, и уже на рубеже веков на этой идеально выбранной площадке выросло несколько специализированных(!) портов в том числе и угольный гигант ОАО «Восточный порт». Сравню его с гигантским заводом: тандемные вагоноопрокидыватели, ветрозащитные сооружения, стакеры, реклаймеры (не от «реклама»!) - это и есть специализированные роторные установки, грузящие уголь на закрытые конвейеры, похожие на гигантские трубы.

Системы очистки воздуха со степенью фильтрации 98%. Над открытыми складами – 240 оросителей, аспирационные установки и системы туманообразования. Мощная снегогенераторная установка так же работает на защиту от угольной пыли. Плюс - системы пылеподавления на самой последней стадии в трюме корабля. Вода, использованная в этих экранах, искусственном тумане, снеге собирается, очищается и запускается в новые циклы.

Итог: в Восточном порту, «промзоне», воздух, улицы, стены домов - просто чисты, полнейший контраст с микрорайонами Находки.

Еще одна, возможно кем-то и лелеемая прореха во внешнеэкономических, портовых правилах, постоянно генерирует сей «Бункеровочный анекдот». Бункеровка на морском языке: заправка топливом, водой. Если «иностранец» зашел к нам в порт с/за каким-либо грузом, то его бункеровка не считается собственно – экспортом топлива и проходит на самых льготных условиях. В итоге корейскому сухогрузу, идущему в США забункероваться стоит в 3 раза дешевле, чем у себя, в Пусане. Но статус «рабочего человека» а не просто покупателя топлива воды - требут («ноблес оближт») и «кореец» везущий, например 5.000 контейнеров «Самсунгов», заходя в Находку сгружает 1 (один) контейнер

Чем-то напоминает это старосоветский и российский подход: «рабочего человека надо накормить», рабочая столовая дотируется, это вам не ресторан какой-нибудь.

И Находкинский судоремонтный завод на этой Главной улице мировой торговли тоже подобрал себе достойный «бизнес»: к борту того же «корейца» везущего свои «Самсунги» завоевывать мир, - подгоняет судно, принимающее все возможные отходы, невольно сближая два значения слова «судно». Но и это все достойно лишь самой мягкой иронии: «Выживают люди, вертятся как могут». Тем более недавно и сам Китай слегка осадил американцев и их евро-шавок, рвущих поводок: «Знаменитая выносливость России уже не раз меняла ход истории мира».

Но альтернатива этому мелкотравчатому портовому бизнесу поистине ужасна: бункеровка в открытом море. Сидя в Москве и не вообразить всех экологических и даже государственных угроз. «Портовые» все ж на виду: чистота их работы, уплата налогов. А в открытом море бункеровщики в смысле связи с государством, подчиненности – быстро дрейфуют в сторону тех же пиратов.

Вот почему губернатор Приморского края Миклушевский, открывая в зале Дальневосточного Федерального университета на острове Русский, в котором пару лет назад выступали лидеры стран АТЭС 24 октября Форум «Природа без границ» после обычных приветствий, буквально в третьем абзаце сказал: «Я подписал распоряжение, окончательно запрещающее бункеровку в открытом море!» В, собрались ведущие экологи России, мира, – и после этих слов губернатора к напряженному ожиданию явственно добавилась нота удовлетворения: Съезжались не зря. Разговор будет серьезным. Такое обязательство власти, явно идущее поперек сложившимся за десятилетия группам по интересам – «дорогого стоит».

Тон выступления ректора ДВФУ Сергея Иванца так же подтверждал: забота о совершенно уникальной природе Дальнего Востока – поле, на котором сходятся усилия научного, гражданского сообществ.

22 октября образовалась оказия выехать на самую границу, пройтись вдоль КСП (Контрольно-следовой полосы) близ поселка Барабаш на юге Приморского края.

Здесь расположен самый охраняемый заповедник России - Государственное предприятие «Земля леопарда». Именно здесь как показали все новостные каналы глава Администрации президента Сергей Иванов одевал радиоошейник на редчайшего в мире зверя - дальневосточного леопарда. Тут уточню, что Президент страны (тоже популярные кадры) одевал ошейник - амурскому тигру в другом заповеднике. Работа заповедника имеет простой и ясный показатель: численность подопечных. Леопард был «схвачен» на грани полного исчезновения: оставалось 26 зверей. Теперь 50.

Виктор Серафимович Перепелица участковый инспектор, руководитель группы «Север» заповедника сообщил, что недавно видеокамеры «поймали» кошку с двумя котятами и если анализ подтвердит, то это будут соответственно: 51, 52 и 53 граждане «Земли леопарда».

- Большую полосу вдоль границы мы охраняем совместно с пограничниками. Итог: за 5-6 лет – ни одной гибели леопардов от руки браконьера. Вообще за все время погиб один: тигр его порвал.

-- Да, им же не объяснишь, что они-де под патронажем одной инстанции, должны беречь друг друга...

Владивостокский рыбный порт – такая же угольная перевалка, как в Находке.
Управляющей компании кроме ОАО «Восточный порт» принадлежит еще одна гавань, имеющая, возможно, великое будущее: порт Зарубино в бухте Троицы.

Представьте всю геополитическую важность этого пункта. Здесь на 60 километрах вдоль реки Туманган (Туманная) до её впадения в Залив Посьета проходит наша граница с КНДР. Но, сходясь так общей границей, Россия с Северной Кореей, получается, оставляют Китай, в этих же 60км - от моря.

Гигантская населением Северо-Восточная провинция Китая лежит рядом, но выхода к Японскому морю не имеет. Об уникальной важности этого клочка суши мне говорил Ведущий геополитик страны, академик, генерал Леонид Григорьевич Ивашов. В Изборском клубе Александра Проханова, узнав о моем готовящемся дальневосточном вояже, напутствовали: непременно побывать в Тумангане, порту Зарубино, осмотреть внимательно, поговорить с людьми. Интерес подогревался еще и давними планами сдать этот кусок побережья Китаю то ли на 49 то ли 99 лет.

В общем-то и прецедент в ту эпоху явился: Северный Сахалин был-таки продан. Называлось политкорректно: Соглашение о Разделе Продукци, (в африканских наиболее отсталых странах это: Концесссии), смысл один – прекращение действия на данной территории российской (зимбабвийской...) юрисдикции.

Всем интересующимся сообщаю: в Китае действительно проложили на участке Хунчун-Сухановка композитную колею (то есть параллельно с китайской еще и колею российского стандарта 1520мм) для будущей совместимости. Но ведь это капиталовложение пригодится для сотрудничества и в других юридических формах. Туманган в аренду не сдан, сейчас его можно уподобить «невесте на выданье». Привлекателен он еще и «корейском аспекте»: здесь проходит единственная железная дорога связывающая Россию с КНДР, а значит в перспективе и с Южной Кореей.

При всей сложности их отношений, несколько Совместных (Юго-СевероКорейских) Предприятий сейчас действуют, и Туманган мог бы стать мостом в Азию, Европу для гигантского Южнокороейского экспорта.

Для учета столь многих возможных векторов сотрудничества создана международная организация: Расширенная Туманганская Инициатива (Россия, Китай, обе Кореи, плюс наблюдатель – Япония).

В Год литературы мы отмечаем круглые даты:

9 мая - 70 лет Победы
2 сентября - 70 лет победы над Японией (кажется, официально будет отмечаться впервые)
24 мая - 110 лет со дня рождения Шолохова
3 октября - 120 лет со дня рождения Есенина
28 ноября - 100 лет со дня рождения Константина Симонова
3 декабря - 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова
10 марта - 170 лет со дня рождения Александра III
Также:
120-летие Русского музея
200-летие со дня рождения Бисмарка
200-летие битвы при Ватерлоо

Комментариев нет:

Отправить комментарий