суббота, 26 сентября 2015 г.

Путешествие журнала «ЭкоГрад» в мир Ислама. Часть 2. Близкая дорога к Мечети

Путешествие журнала «ЭкоГрад» в мир Ислама. Часть 2. Близкая дорога к Мечети

Путешествие журнала «ЭкоГрад» в мир Ислама. Часть 2. Близкая дорога к Мечети

     
DSCN1377Во второй части нашего специального исламского репортаж — рассказ о праздновании Курбан Байрама в небольшом, но значимом для подмосковных мусульман городе Щелково, в мечети имама Равиля.
У каждого верующего — христианина ли, мусульманина, буддиста — есть два вида святынь. Первые — это святыни для всех, огромные, объединяющие: Храм Христа Спасителя, Соборная Мечеть в Москве, Иволгинский Дацан в Бурятии. А есть и святыни, которые дороги лично ему: «его» церковь в маленьком городке, или «его» мечеть, если он мусульманин. То место, куда он привык ходить с детства, где все знакомо, и люди знакомые. Где он часть прихода (если православный) или уммы (если мусульманин). Как проходят празднества в больших, общенациональных святынях, покажут по всем каналам. Фото толп верующих, для которых даже в реконструированной Соборной Мечети на праздник Курбан Байрам не нашлось места, так что все окрестные улицы были заполнены ими, можно увидеть в любом большом СМИ. А какова атмосфера праздника в небольших мечетях? Итак, в одну из таких мечетей отправляется на празднование Курбан Байрама специальный корреспондент «ЭкоГрада».
Щелково. Достаточно крупный подмосковный городок, но со столицей, конечно, по населению не сравнить. Щелково известно и как один из исламских центров Московской области. Мечеть Имама Равиля — небольшая, но знаковая для города и Подмосковья. История ее появления достаточно удивительна. Все началось с того, что в Щелково, быстро развивавшемся еще в Советское время подмосковном городе, на добычу доломитов съезжались татары из Горьковской области и Татарстана. Татары спокойно встраивались в жизнь города и ничем не выделялись. В начале 1990-ых годов Щелково, продолжавшее расширяться, столкнулось с проблемой: нехваткой мест одновременно на православном и мусульманском кладбищах. Так исламское население Щелково, по преимуществу татарское, организовало религиозную мусульманскую общину Щелковского района и города Щелково. Это произошло еще в сентябре 1996 года.
Щёлковская община была возглавлена имамом Ринатом Сайфутдиновым, который родился в Татарстане и в 1968 году сменил место жительства и переехал в Москву. Ринат Сайфутдинов после окончания военной академии служил летчиком, а духовное образование ему позволил получить Университет исламской культуры.
Какова же была неожиданность щелковских мусульман, когда тогдашний глава районной администрации не просто пошел навстречу в их вопросе, но и выделил земельный участок даже под строительство мечети! Конечно, строительство давалось нелегко, не хватало средств. Но неожиданно поступил крупный денежный вклад от сотрудника нефтяной компании, ранее проживавшего в Щелково. По традиции, тому, кто оказывает наибольшую помощь в создании мечети, дают право выбрать ей имя. И Альберт (так звали благотворителя) назвал ее в честь своего покойного отца, имама Равиля. В итоге Щелковская соборная мечеть была открыта в 2001 году 7 марта и стала на территории Московской области первой действующей мечетью.
И вот 24 сентября 2015 года я направляюсь на праздник Курбан Байрам в Щелковскую мечеть имама Равиля. Раннее утро, в городе очень спокойно. Даже по мере того, как я приближаюсь на улицу Советскую, дом 10 — там и находится мечеть. Крепкий кирпичный забор. Невысокое здание с острой крышей,  тоже из кирпича, напоминает и небольшие русские церкви, и храмы западной архитектуры. Но зеленый, очень изящный, утонченный минарет с полумесяцем сразу дает понять, что ты видишь на самом деле.
Захожу в калитку. Во дворе спокойно, стоит всего лишь несколько человек. Из полуоткрытого окна доносятся духовные песнопения, но — достаточно тихо. Так что навряд ли создают  проблемы жителям близлежащих домов. Подхожу к дверям мечети, заглядываю. Народа немало, но — одни женщины. В чем дело?
Во дворе стоит двое мужчин и молодой парень, общаются между собой, иногда подходят к мечети, но внутрь не заходят. Спрашиваю: а где праздник? Оказывается, его «мужская» часть уже закончилась, а теперь — женская. Дело в том, что в мечети мужчины и женщины молятся раздельно. А размеры Щелковской мечети не позволяют организовать «мужскую» и «женскую» половину. Пришлось разделить по времени. Мужчины переживают: «Опоздали». Но не отчаиваются: «Подождем, когда все закончится, тоже зайдем». На интервью не соглашаются. Но дают некоторые пояснения насчет праздника. После окончания молитв — садака (милостыня): или в ящик рядом с мечетью, или купить что-нибудь в лавке.
DSCN1382DSCN1383DSCN1387DSCN1394

Тем временем утренняя молитва заканчивается, и женщины постепенно покидают мечеть. Вглядываюсь: а возраст-то в основном пожилой. Те же бабушки, что ходят в православные церкви! Это не значит, что православие и ислам — не для молодежи. Просто ежедневную молитву, когда молодым и людям среднего возраста нужно на работу, поддерживает именно старшее поколение.
Захожу в лавку при мечети. Итак, что же может приобрести мусульманин, если хочет соблюсти заповедь и сотворить садаку? Конечно, в первую очередь, литературу. Священный Коран на нескольких языках: русский, арабский, узбекский, таджикский, казахский, английский, фарси, турецкий, азербайджанский. Для правоверного мусульманина Коран — вечное Чудо, ниспосланное самим Аллахом и никогда не теряющее своего значения. Наверно, не стоит и говорить, что Коран должен быть в каждой исламской семье. И  на родном языке (чтобы его понимать), и на арабском языке.  Как сказано об этом в самой священной книге :«Мы в этом Коране привели (объяснили) людям из каждого примера, чтобы они брали урок (из него совет, назидание). (Мы) ниспослали Коран на безупречном (чистейшем) арабском. Может быть, они станут богобоязненными» (39/27-28). Но такая садака для мусульманина далеко не дешевая: приобрести книгу Корана можно, начиная от тысячи ста рублей.
К вере приучают с детства. Целый арсенал книжечек для подрастающих мусульман: «Притчи из Корана», «Пророк Мухаммад и дети», «Моя первая книга Ду'А» (Ду'А — мольба, по сути, книжка — первый детский молитвенник). Что показательно, обложки с иллюстрациями. Ислам очень по-разному относился к живописи: в большинстве толкований ее считают делом греховным, нарушающим вторую заповедь («Не сотвори себе кумира»), но вот персидская книжная миниатюра сохранилась и тогда, когда в Иране утвердился ислам. Честно говоря, я не заканчивал университет Аль-Азхар в Каире или медресе Мир-Араб в Бухаре, чтобы разобрать, кто прав, кто виноват. Но, как педагог по образованию (а может и по призванию, кто меня знает?) скажу уверенно: детские книжки должны быть с картинками. С удовольствием бы оценил и их содержание, но уж больно много народа было в лавке. Видимо, именно такую форму милостыни-садаки предпочитают мусульманки: в лавке всегда найдется что-нибудь интересное. И тюбетейки (правда, мужские) — от совсем простых, за 100 рублей, до, похоже, бархатных и расшитых за 900. И  платки, и ароматические масла. А еще в Щелково (правда, не во дворе мечети) есть магазин халяльной (приготовленной по мусульманским правилам) еды, открывшийся давным-давно.

DSCN1398DSCN1402

Что же празднуют мусульмане в день Курбан Байрама? Почему этот день так важен для них? Мне удалось получить ответ, что называется, из первых рук. Один из служителей мечети (видимо, духовного звания) помог мне организовать мини-интервью с Председателем мусульманской общины Щелковского района и Щелкова, Ринатом Хазратовичем Сайфутдиновым.
-        Поздравляю Вас с праздником Курбан Байрам! Скажите, пожалуйста, что лично для Вас значит этот праздник?
-        Понимаете... Не лично для меня. Для всех мусульман. Это один из главных праздников ислама — Праздник Жертвоприношения. Его корни очень глубокие. Со времени нашего праотца Адама его сыновья Каин и Авель совершали жертвоприношения. А о праотце иудеев, христиан и мусульман Ибрахиме (Аврааме) написано много и в Коране, и в Библии, и в Торе. Авраам — как раз Ибрахим. Тому, что он совершал Курбан Байрам (Жертвоприношение), и посвящен этот праздник. На самом деле что получилось? У Ибрахима долго не было детей. И он молит Всевышнего, чтобы Аллах одарил его сыном. И он обещает: «Если Ты одаришь меня сыном, я принесу его Тебе в жертву». На самом деле Всевышний его одаривает сыном, у него рождается прекрасный сын. А о своем обещании он забыл. И вот сын достигает совершеннолетия. А то, что Ибрахим дал Всевышнему слово, он об этом забыл. И три раза видит это во сне. А так как Ибрахим — пророк, он понимает, что это веление Всевышнего. Надо выполнять свое слово. И он ведет на заклание своего сына в место, которое сейчас в Саудовской Аравии. Ибрахим объясняет это все своему сыну. И тот отвечает: «Отец, делай то, что тебе велено. Если Бог даст, ты меня найдешь одним из терпеливых». И, когда Ибрахим занес руку над своим сыном, с неба раздался голос Всевышнего: «Ибрахим, довольно, достаточно. Ты оправдал свое ведение». То есть, он сдержал свое слово. Всевышнему не нужна была кровь человеческая. Он просто проверял праотца нашего Ибрахима на Богобоязненность. Вот это — суть всего Курбан Байрама? С тех пор мусульмане его празднуют. В честь  чего празднуют? В честь того, что Всевышний не принес в жертву человека, Всевышнему не нужна человеческая кровь. Он просто испытал праотца нашего Авраама на Богобоязненность. Вот в честь чего праздник Курбан Байрам.
-        Спасибо! Можно еще один вопрос? Я вот слышал, что на праздник обязательно приносят в жертву барана или овцу. А если целого барана принести дорого, можно ли часть?
-        Нет. Дело в том, что это целая традиция. Это обязательно, при условии, если человек способен купить, материально способен. В наше время большинство, многие в состоянии принести жертву. И при том жертва — это не просто барана зарезать, она имеет социальное значение. Какое социальное значение, в чем оно выражается? Жертву - барана или корову — одну треть человек себе оставляет, треть — своим близким, своим родственникам,или друзьям а треть -  он обязан отдать бездетным, сиротам, у которых нет материальной возможности. Вот такое значение.
-        И здесь, в мечети, этот  обычай соблюдается строго...
-        Нет. В мечети, конечно же, нет. А вот есть деревня Жеребцы, там мы заказываем, посылаем человека, совершает, привозит. Сегодня, в обед, раздавать будем бабушкам, дедушкам.
-        Ну во дворах это делать совершенно недопустимо.
-        Нет, ну во дворах... Об этом уже надо забыть. Здесь уже не делают, в Москве не делают. Это когда-то кто-то делал, сейчас уже не делают. Не надо к этой теме вообще подходить. Ну возьмите вот этот двор, ну где здесь можно жертву принести? Поэтому по всей Московской области сейчас такие точки есть. У нас вот, для Щелковского района, это деревня Жеребцы. Туда и москвичи приезжают, в Москве это вообще запрещено делать. В деревнях — другое дело, там это действительно делают, а так вообще не стоит даже к этой теме подходить.
-        Хорошо, что Вы дали опровержение! Спасибо! И еще. Скажите, пожалуйста, если кто-то решил, например, вернуться к исламским корням, принять ислам, какую книгу Вы бы посоветовали ему для начала прочесть?
-        Я не буду на это отвечать. Понимаешь, чтобы принять  ислам, человек должен к этому прийти, изучить его. Вы о каком сейчас человеке говорили?
-        Понимаете, я преподаватель, и у меня одна студентка очень хотела принять ислам, полюбила мусульманина...
-        Видите — ее побудило то, что она полюбила мусульманина. Это они решают. За это я не буду отвечать. Чтобы прийти к какой-то религии, ее нужно изучить, до корней волос понять, что это такое. А то: «Я выхожу замуж — я приняла ислам, я развожусь — я выхожу из ислама». Такого не бывает. Должен человек прийти, что в христианство, что в ислам, что в иудаизм, осознать, понять. Это не игра, не шутка.
Поблагодарив Рината Хазратовича за интервью, я зашел ненадолго в мечеть. Щелковская мечеть — действительно уютная, «своя», и, будь я мусульманином, молиться в ней было бы очень удобно. Как в маленьком русском храме, скажем, в Георгиевском, у меня в Ивантеевке. В мечети, несмотря на окончание молитвы, было еще много народа, по преимуществу те же бабушки. Которые точно так же делают замечания, если ты что-то сделаешь не так, как и в православной церкви. Не такие уж мы и разные, если честно.
Я начал собираться домой. Под категорию «дедушка» или «бабушка» я не подпадаю, так что на кусок вкусной баранины мне рассчитывать бесполезно. Ну и ладно! Ее дадут в дар тем, кто действительно нуждается. Много ли пенсионер, особенно одинокий, может позволить себе купить мяса?! А тут — настоящий праздник. Так что журнал «ЭкоГрад» поздравляет всех мусульман с праздником Курбан Байрам! Мы надеемся, что и мусульмане пополнят ряды читателей нашего журнала.
Павел Калашников 

Комментариев нет:

Отправить комментарий