О чем говорили Сергей Донской, Владимир Лебедев и Игорь Честин... |
6 марта 2014 года в Москве состоялось всероссийское совещание по итогам работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2013 году и по стоящим перед ним задачам на 2014 год. В совещании приняли участие представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководство Федерального агентства лесного хозяйства, главы субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители бизнес-сообщества, общественных организаций и науки. С приветственным словом к участникам совещания обратился Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской. Он подчеркнул, что 2013 год был отмечен знаковыми событиями для лесной отрасли и профессионального сообщества. Главным из них стало заседание президиума Государственного совета, прошедшее 11 апреля в Улан-Удэ под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина. В течение 2013-го и Президент, и Правительство Российской Федерации неоднократно возвращались к вопросам лесного сектора и направляли в Минприроды России и иные ведомства соответствующие поручения. Первым ощутимым результатом этой работы стало утверждение Правительством Российской Федерации Основ государственной лесной политики, определившим ключевые приоритеты развития отрасли до 2030 года. Сергей Донской также отметил, что в 2013 году произошли существенные изменения лесного законодательства. По его словам, в этом году будет продолжена масштабная работа по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты. Так, для реализации федерального закона об учете заготовленной древесины и сделок с ней необходимо разработать и принять примерно 20 подзаконных актов - постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минприроды России. Глава Минприроды обратил особое внимание на вопросы эффективного противодействия незаконной заготовке и обороту древесины, прежде всего на вступивший в силу с 1 февраля Федеральный закон об обороте древесины, который вводит запрет для граждан на сделки с древесиной, полученной для собственных нужд. «Прошу руководителей регионов и лесных служб обратить особое внимание на обеспечение выполнения этого требования и, при необходимости, установить в региональном законодательстве соответствующие запреты и ответственность», - подчеркнул он. Сергей Донской также призвал участников совещания поддержать и принять личное участие во Всероссийском дне посадки леса, который уже стал хорошей традицией, и в этом году будет проходить в мае. Далее с итоговым докладом выступил заместитель Министра природных ресурсов и экологии - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Лебедев. Он дал подробный обзор основных показателей лесного хозяйства в 2013 году. По его словам, в минувшем году общий объем финансирования отрасли составил 67,8 миллиард рублей. Рост финансирования лесного хозяйства в 2013 году относительно 2012 года составил 107,1%, в том числе по субвенциям на исполнение переданных лесных полномочий - 113%. Площадь лесов, переданных в аренду, составила 223 миллионов га, из них 174 миллионов га - для заготовки древесины; 49 миллионов га - для охотничьего хозяйства, заготовки и сбора не древесных ресурсов, рекреации и т.п. Объем заготовленной древесины в рамках реализации инвестиционных проектов в 2013 г. составил 24,5 миллионов куб. м. В 2013 году рассмотрены 44 заявки по приоритетным инвестиционным проектам. В 30 проектах запланировано создание производства различных видов биотоплива из древесины общим объемом 1,4 миллионов тонн. В 2013 году возникло 10,3 тысяч лесных пожаров на пощади 1,4 миллионов га. Площадь, пройденная огнем, составила 621,8 тысяч га. Руководитель Рослесхоза обратил особое внимание участников совещания на необходимость профилактики лесных пожаров и подготовку к пожароопасному сезону 2014 года, поскольку во многих регионах крайне низкий снежный покров, что является дополнительным фактором риска для развития неблагоприятной ситуации с лесными пожарами. Произошли позитивные изменения в лесоустройстве. В этом году по сравнению с прошлым годом финансирование лесоустройства увеличилось в 2,6 раза. В 2013 году общий объем финансирования лесоустроительных мероприятий составил 881,4 млн. руб., в том числе за счет средств субвенций из федерального бюджета - 232,5 млн. руб. На 2014 и 2015 годы запланировано выделение средств на проведение лесоустройства в объеме соответственно 820 млн. руб. и 870 млн. рублей. В 2013 году продолжились работы по созданию национальной системы инвентаризации лесов. С целью определения количественных и качественных характеристик лесов на площади 21,8 млн. га в 28 субъектах Российской Федерации заложено 2428 постоянных пробных площадей. В 2014 году особое внимание будет уделено на анализ результатов ГИЛ и совершенствование технологии работ. Выполнение лесопатологического мониторинга на землях лесного фонда Российской Федерации в 2013 году составило 109,1 млн га (100% от плана). Лесовосстановление в целом по Российской Федерации в 2013 году выполнено на площади 870 тыс. га (при плане 828 тыс. га), что на 30 тыс. га больше, чем в предыдущий год. Искусственное лесовосстановление проведено на площади - 184 тыс. га. За 2013 г. лесными инспекторами выявлено 51,2 тыс. случаев нарушения лесного законодательства, что на 3% ниже 2012 г. Ущерб от лесонарушений оценен в размере 11,4 млрд руб. Выявляемость нарушителей лесного законодательства в среднем составила 82% (по случаям). Зафиксировано 18,9 тыс. случаев (37% от общего количества лесонарушений) незаконной рубки лесных насаждений с объемом 1 082,1 тыс. куб.м древесины. Среди приоритетных задач на 2014 год Владимир Лебедев назвал продолжение работы по совершенствованию лесного законодательства. «Нам необходимо завершить согласительные процедуры по разработанным законопроектам, предстоит серьезная и ответственная работа. Только реализация Федерального закона № 415-ФЗ потребует принятия более 17 постановлений Правительства Российской Федерации и 10 актов министерств и ведомств», - отметил он. В связи с малоснежной зимой раньше обычного в этом году начался пожароопасный сезон. Необходимо уделить особое внимание и с полной ответственностью подойти к профилактике лесных пожаров и в целом подготовке к пожароопасному сезону 2014 года. Как было отмечено в выступлении Владимира Лебедева необходимо установить персональную ответственность собственников земель, примыкающих к лесному фонду за выполнение правил пожарной безопасности и в первую очередь - за сельхозпалы. Приоритетной работой в этом году станет также создание механизмов экономического стимулирования вовлечения муниципалитетов и общественности в работу по профилактике лесных пожаров. В области лесовосстановления будет разработана нормативно-правовая база для обеспечения положительного баланса между лесовосстановлением и вырубкой насаждений. Для повышения эффективности государственного лесного контроля предлагается создать механизм федерального сквозного надзора, который позволит привлекать федеральных служащих и подведомственные организации к проведению контрольно-надзорных мероприятий в субъектах РФ. Одной из ключевых задач отрасли станет повышение экономической эффективности лесного хозяйства. В первую очередь необходимо сосредоточить работу на совершенствовании ценовой политики в лесном хозяйстве, арендной платы, установить объективные нормативы затрат. Основным критерием при назначении и согласовании руководителей органов исполнительной власти в области лесных отношений должно стать наличие профильного образования и опыта работы в отрасли. В части лесоустройства предусматривается ведение государственного реестра лесоустроителей и установление квалификационных требований к лицам, осуществляющим мероприятия лесоустройства. Это позволит создать институт профессиональных инженеров-таксаторов на принципиально новых подходах. В области лесозащиты следует ожидать изменение законодательства для сокращения сроков лесопатологических обследований и более оперативного вовлечения в хозяйственный оборот поврежденных насаждений, введения персональной ответственности за назначение санитарно-оздоровительных мероприятий и их выполнение. В части использования лесов предполагается создать нормативную базу для перехода на интенсивную модель лесопользования, переработка низкотоварной древесины и отходов лесопереработки, безусловное выполнения договорных обязательств арендаторами лесных участков Большой интерес вызвало выступление на всероссийском совещание по итогам работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2013 году и по стоящим перед ним задачам на 2014 год директора WWF Росси Игоря Честина. Он сообщил, что Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Национальное рейтинговое агентство при поддержке Рослесхоза составили рейтинг регионов РФ по качеству государственного управления лесами в 2013 году. При составлении рейтинга особое внимание уделялось открытости и качеству информации о состоянии лесов и о деятельности органов власти по управлению ими. Речь идет о размещении данных по объемам незаконных рубок, площадям лесных пожаров, приживаемости и сохранности лесных культур. Открытость такой информации является важным фактором для конструктивного диалога по проблемам лесного сектора, отмечают специалисты WWF России. Рейтинг WWF является первой попыткой независимой оценки государственного управления лесами. В 2013 году в нем приняли участие 77 субъектов РФ. Методика оценки разработана при активном участии общественных организаций, государственных органов управления лесами, представителей лесной науки и бизнеса. Рейтинг построен на основе данных, полученных исключительно из официальных источников. Новый рейтинг управления лесами от WWF покажет, может ли забота о грибниках прибавить баллов чиновникам, а также какие регионы отказываются сотрудничать с экологами. Данные были представлены органами власти, поэтому составители рейтинга предлагают местным жителям и специалистам сравнить цифры с реальностью. Специалисты из Всемирного фонда дикой природы (WWF) и эксперты Национального рейтингового агентства составляют рейтинг качества государственного управления лесами уже третий раз. Как уже говорилось выше, основа для статистики — данные органов управления лесами. И экологи признают, что с каждым годом чиновники становятся все более открытыми для взаимодействия и представляют им больше цифр. А вот Московская область демонстративно третий раз отказывается от участия в рейтинге. Это проблемный регион, — говорит Игорь Честин. — Думаю, это связано с катастрофическим положением лесного хозяйства, которое сложилось в Московской области. Я думаю, власти Московской области останавливает от участи в рейтинге боязнь показаться хуже по сравнению с другими регионами». Тем не менее, российские регионы живо откликаются на результаты рейтинга. Те, у кого хорошие данные, публикуют рейтинг у себя на сайтах и с гордостью говорят об этом. Откликов много из года в год. И это говорит, что мы работаем не зря. По словам Игоря Честина, в этом году в рейтинге лидируют северо-западные области России. Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко |
Комментариев нет:
Отправить комментарий