Лоси выходят к людям просят еды, но кормить хлебом их нельзя
В городской части Лосиного Острова сейчас насчитывается 14-16 лосей, около 5 особей на 1000 га, в природе, в оптимальных для лося таёжных лесах плотность его населения обычно не превышает 1-1,2 головы на 1000 га. Низкая плотность обусловлена, главным образом, ограниченностью запасов веточных кормов в трудное зимнее время. Подробности в электронной версии «ЭкоГрада»
С октября по апрель основу питания лосей составляют ветки и кора молодых сосен, осин, дубов, ив, рябины, крушины и других деревьев и кустарников. В Лосином Острове, как и во всех городских и пригородных лесах Москвы, лесных молодняков теперь практически нет, а в преобладающих здесь средне- и высоковозрастных липняках и березняках лоси в зимние месяцы испытывают острую нехватку кормов. Из-за острой нехватки кормов в осенне-зимний период лоси в это время года вынуждены питаться в национальном парке корой 30-60-летних елей. Часто гонимые голодом лоси выходят к людям, но прикармливать лосей хлебом нельзя. Они от этого гибнут.
Лоси выходят к людям просят еды, но кормить хлебом их нельзя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по вопросу пребывания лосей на ООПТ Москвы
В настоящее время лоси на территории Москвы стационарно обитают только в одном лесном массиве – Лосином Острове, откуда они иногда проникают в лесопарк «Сокольники», появляются даже в жилых районах «Гольяново», «Метрогородок» и др. До конца 1980-х гг. эти самые крупные олени в период с апреля по октябрь изредка заходили из подмосковных лесов в Измайловский лес, Кузьминский лесопарк, Битцевский лес, Серебряноборское лесничество, Алёшкинский лес, где они могли оставаться по несколько месяцев и даже приносили потомство. После застройки и перекрытия «экологических коридоров» в ближнем Подмосковье и реконструкции МКАД такие заходы стали практически невозможными. Поэтому сейчас единственным местом, откуда лоси могут зайти в парки, во дворы или на улицы, является городская часть Лосиного Острова.
С природоохранных позиций пребывание лосей в черте Москвы, в том числе – на ООПТ, крайне нежелательно, поскольку в небольших по площади изолированных городских лесах даже одиночное животное способно причинить очень значительный ущерб древесной растительности и лесным сообществам в целом.
Особенно наглядно это проявляется в Лосином Острове, в городской части которого сейчас насчитывается 14-16 лосей, т.е. около 5 особей на 1000 га, тогда как в природе даже в оптимальных для лося таёжных лесах плотность его населения, как правило, не превышает 1-1,2 головы на 1000 га, обычно же она значительно меньше. В национальном парке лосями полностью уничтожен подрост сосны и прекратилось её естественное возобновление, в городской части на площади 3000 га случайно уцелел лишь 1 экз. можжевельника. До состояния прекращения роста почти на всей площади здесь повреждён подрост дуба, вяза, осины, а также крупные рябины. Из-за острой нехватки кормов в осенне-зимний период лоси в это время года вынуждены питаться в национальном парке корой 30-60-летних елей, что привело к массовому повреждению этих хвойных деревьев. Сейчас тысячи наиболее активно росших вечнозелёных елей по всему лесу стоят с обглоданной корой и в ближайшие 3-5 лет обречены на усыхание.
Особенно сильно от лосей страдают средневозрастные ели, у которых они снимают кору по всей окружности ствола. А между тем, Лосиный Остров – это единственный на территории Москвы лесной массив, где ещё сохранились ельники таёжного типа с характерной для них флорой и фауной. В настоящее время уничтожение лосем еловых насаждений в столичном национальном парке достигло таких масштабов, что Москва рискует навсегда потерять на своей территории уникальные для условий города зональные типы елового леса.
Низкая плотность населения этого животного в природных условиях обусловлена, главным образом, ограниченностью запасов веточных кормов в трудное зимнее время. С октября по апрель основу питания лосей составляют ветки и кора молодых сосен, осин, дубов, ив, рябины, крушины и других деревьев и кустарников. Поэтому всё холодное время года эти животные держатся на зарастающих гарях и вырубках, в других лесных молодняках с достаточным запасом древесных кормов. В Лосином Острове, как и во всех городских и пригородных лесах Москвы, лесных молодняков теперь практически нет, а в преобладающих здесь средне- и высоковозрастных липняках и березняках лоси в зимние месяцы испытывают острую нехватку кормов. По этой причине в поисках кормных мест они стремятся уйти из Лосиного Острова, где их численность многократно превышает допустимую, а запасы зимних кормов истощены до предела.
До создания в 1983 г. национального парка рост численности лося в Лосином Острове ограничивался существовавшей в те годы егерской службой, которая по официально оформленным лицензиям регулярно производила отстрел определённой части животных. Тогда этот лесной массив с востока не был изолирован городской и коттеджной застройкой Балашихи и Щёлкова, и лоси при необходимости имели возможность уходить отсюда в леса Ногинского и Щёлковского районов Московской области. Кроме того, ежегодно не менее 4-5 животных погибало в результате браконьерского отстрела жителями ближайших к Лосиному Острову сёл и деревень. Таким образом, численность лосей поддерживалась здесь на уровне, более или менее приемлемом для такого старого и, соответственно, малокормного леса, хотя и тогда они причиняли существенный вред насаждениям сосны и ели. После присвоения Лосиному Острову статуса национального парка численность лосей здесь начала постепенно увеличиваться, в последние годы в городской части массива она достигла запредельных показателей. По-существу, лоси оказались в вынужденной изоляции – как в «большой вольере» площадью 3000 га, уничтожая последние в Москве остатки средневозрастных ельников и повреждая в массе лиственные деревья и кустарники.
Совершенно очевидно, что проблема лося в Лосином Острове должна решаться в срочном порядке. Для того, чтобы национальный парк оправдывал своё название, в его областной части допустимо оставить не более 6-7 лосей и постоянно, на селекционной основе, ограничивать их численность на этом уровне. В городской же части массива, если мы ставим задачу сохранить в черте Москвы естественные ельники с присущим им биологическим разнообразием и прекратить блуждание обречённых животных по окрестным паркам и жилым кварталам, пребывание этого крупного и опасного для людей копытного следует признать недопустимым. Не случайно лось – редкий для Москвы вид – не занесён в Красную книгу города Москвы. Также не случайно этого таёжного зверя, для нормального существования которого нужны не островные городские леса, а обширные лесные массивы на сотнях кв. км, нет ни в Германии, ни в других странах Центральной Европы. И, зная высокую цену каждому дереву, его там и не планируют восстанавливать, предпочитая содержать в своих лесах оленей, косуль и ланей, которые хорошо берут выкладываемую им подкормку и не так сильно повреждают древесную растительность.
В поисках лучшей жизни лоси и в прошлые годы неоднократно заходили из Лосиного Острова в ближайший к нему лесопарк «Сокольники», однако на столь длительный срок как в 2009 г. они там не задерживались. Летние месяцы, когда основу рациона этих животных составляют зелёные части растений, лоси пережили в Сокольниках благополучно. С наступлением поздней осени ситуация для них крайне осложнится, и звери могут пуститься в дальнейшие странствия по городу со всеми вытекающими отсюда опасными последствиями как для них самих, так и для людей. Если их вернуть в городскую или областную часть Лосиного Острова, они опять окажутся на голодном пайке и будут по-прежнему методично калечить и уничтожать там хвойные и другие деревья.
Содержание лосей в вольере – также неприемлемый вариант решения проблемы, поскольку в условиях города оно сопряжено с большими сложностями и неоправданными затратами. В отличие от оленей и ланей, лосей нельзя прокормить сеном, зерновой смесью, овощами и другими доступными кормами, поскольку в течение всего года им в большом объёме необходимы разнообразные веточные корма, завозить которые в Москву в нужном количестве крайне проблематично. Для этого придётся где-то в отдалённых лесхозах отыскивать новые лесосеки и регулярно доставлять оттуда порубочные остатки в виде свежих веток сосны, осины, дуба. Не случайно лосей отказываются содержать в большинстве зоопарков, а на существовавших ранее в некоторых заповедниках лосефермах их регулярно «выпасали» в тайге. В вольере на искусственном питании эти животные чувствуют себя плохо и долго не живут. Кроме того, в отсутствие постоянной охраны они представляют опасность для слишком «любознательных» горожан, которые могут проникнуть в вольеру. Поэтому самым правильным будет до наступления зимы вывезти лосей из Сокольников подальше от Москвы в обширные леса, где они смогут благополучно перезимовать и остаться на постоянное жительство.
Считаем также необходимым поставить перед федеральными органами вопрос о необходимости принятия срочных мер по сокращению существующей численности лосей на всей территории национального парка «Лосиный Остров» и постоянному её регулированию в дальнейшем. Скорейшее решение этой проблемы важно для Москвы и её экологического благополучия, поскольку жизнедеятельность этих животных при существующей численности имеет крайне негативные последствия для природного комплекса Лосиного Острова, прежде всего – для наиболее эффективных в средозащитном отношении вечнозелёных хвойных лесов, отделяющих столицу от промышленных городов северо-восточного Подмосковья.
Председатель Комиссии
по Красной книге Москвы
по Красной книге Москвы
Б.Л.Самойлов
- Подробности
- Категория: Цивилизация век XXI
- Опубликовано 08.01.2016 15:29
- Просмотров: 1
Комментариев нет:
Отправить комментарий