Про "Мистрали" и про то, как "российские откаты" стали оружием дипломатии
Французы усматривают в истории с «Мистралями» заговор конкурентов по рынку вооружений, с целью вытеснить Франциюс этого сегмента глобального рынка. И про "откаты", которые слелали "Мистрали" непродаваемым товаром.
В последние месяцы, Польша, США, Великобритания, Германия и многие другие страны оказывают давление на Францию, чтобы разорвать контракт с российской в отношении строительства и сдачи «Мистралей». «Мистрали» - сага продолжается. С такого восклицания начало в минувший вторник свое обозрение по вопросу французское издание Breizh-info.com. взявшись за тему «Мистралей» это провинциальнее издание на какое-то время стало лидером общественного мнения. Оно приводит обор публикаций, экспертных мнений, делится моделями возможного развития ситуации.
Между строк в публикациях Breizh-info.com. явно проглядывается тема про то, что срыв контракта с «Мистралями» - это происки конкурентов Франции. Это междустрочье волнует французов. Дема продолжается. Впрочем все по порядку.
Ссылаясь на издание France Inter, Breizh-info.com. смакует, что заявление министра иностранных дел Лорана Фабиуса. Он заявил, что «...условия не были выполнены». Для выполнения условий контракта «Мистраль-Владивосток» должен покинуть территориальные воды Франции в ночь с 27 ноября по 28, и взять курс на военно-морскую базу Кронштадт под Санкт-Петербургом. Однако, решение президента Франции Франсуа Олланда вмешалось в планы.
Франсуа Олланд решил «отложить уведомление партнеров из России, до момента окончания изучения вопроса о передаче первого Mistra». В качестве оправдания своего решения Франсуа Олланд поделился своим «удивлением» по поводу ситуации на Украине.
Аналитики немедленно отметили расхождения в позициях президента и Министров иностранных дел и обороны Франции. Нарушение «русского контракта», сходятся во мнении аналитики, ставит под удар экономические интересы страны. И дело не только в замаячившей компенсации за срыв контракта, сумма 10 млрд евро, но и в возрастании риска по срыву контракта на поставку самолетов в Индию.
В поиске заговора французы оборотились на про-украинских лоббистов, в том числе Бернар-Анри Леви. Конечно же, иронизирует издание. Украина имеет верфи в Николаеве, на них когда-то, во времена СССР, строился даже авианосец. И теперь Украина «взламывает» контракты, для того, чтобы получить место на рынке. Впрочем, версия отпала сама по себе в связи с плачевным состоянием николаевской верфи. Но украинская тема на том не была завершена. Новая версия - пусть Украина купит «Мистрали». Почему бы украинским олигархам не сброситься и не купить построенный корабль. Тем более что флот Украины давно требует модернизации. На первый взгляд проект выглядит вполне логично. Передать «Мистрали» в морской порт Одесса или в глубоководный речной порт Николаева. Напомним, что украинский флот состоит из 7 судов, в том числе 6 из 70 годов постройки, гетмана «Sagajdachny» и подводной лодки. Их способность проводить военные операции очень ограничена из-за устаревания и недостаточного технического обслуживания.
Впрочем, парирует само себе издание, украинские олигархи слишком заняты вопросами «приватизации» и другими малозаконными методами ведения бизнеса. А существующая инфраструктура указанных портов не позволяет обслуживать современные корабли, такие как «Мистраль».
Далее издание перечисляет иные версии использования мистралей. Но они скорее гипотетические. Одна из таковых торговать «мистрали» в розницу, или, например, сделать из «зародышем» совместных военно-морских сил ЕС, появление которых откладывается из года в год в течение десяти лет. ЕС не может отыскать лишних 300 млрд евро для реализации плана. Едва замерцавшая возможность «втюхать» «Мистрали» Канаде, так же показала свою несостоятельность. Проект продаже «Мистралей» канаде не сработал, потому что корабли построены в соответствии со стандартами России, которые отличаются от стандартов НАТО. Но главное, что для Канады они оказались слишком дороги. Так знаменитые российские «откаты» стали оружием в политике.
Пауза в развитии ситуации работает против Франции, сходятся во мнении аналитики. Вслед за вопросом с «Мистралем-Владивосток» на повестку дня всплывает вопрос о «Мистрале –Севастополь».
«Наша позиция не может быть яснее», заявил ВКТ Chantiers STX Джоэл Кадорит. Он потребовал, чтобы «Мистрали» были закончены и доставлены, договор должен быть выполнен. Более 300 рабочих мест, непосредственно связанных с «редактированием второй ПХБ» находятся под угрозой.
«Мы только субподрядчики DCNS и мы оказываемся в ловушке политического контекста, которую мы не можем и не должны преодолевать, и нести издержки» - поддержал Кадорит его коллега Жан-Марк Перес FO. Профсоюзы особенно обеспокоены тем, что STX уже решил ликвидировать 50 рабочих мест. Необходимо отыскать такое решение, считают производственники, которое удовлетворит и Россию и НАТО.
Между тем, сообщается. Что «Мистраль-Севастополь» может быть убран со стапелей, и заменен турецким кораблем, который ожидает своей очереди уже несколько лет.
Скандал с «Мистралями» уже сказался на снижении доверия к Франции международных партнеров. Это касается как будущих контрактов, так и уже подписанных. Речь идет о контрактах с Бразилией, Индией и Китаем. Так Индия уже сообщала в начале сентября о готовности отменить контракт с «Dassault» на поставку 126 истребителей на сумму 20 до 22 млрд долларов США, в случае если Франция откажется поставлять «Мистрали» в Россию.
Эксперты сходятся во мнении, последствия истории с «Мистралями» - потеря репутации для Франции, как надежного поставщика. Чиновники из министерства обороны Франции, в частных беседах признают, что опасность срыва контакта с Индией выглядит вполне реалистично. Если они не в состоянии доставить «Мистраль» для России, то Франция почти автоматически потеряет контракт на поставку 126 истребителей для Индии. В то же время, те же чиновники выражают надежду, что нынешнее решение по «Мистралям» не окончательное.
В свое время источник в Министерство обороны Индии заявил, что Индия «внимательно следит за событиями». Еще рано говорить об окончательном решении по контракту с самолетами, но предварительные выводы уже сделаны. Официальных комментариев по вопросу пока не поступало.
В процессе подсчета убытков французские СМИ обычно упоминает стоимость контракта в 1,1 млрд евро. В случае, если договор нарушается предполагается выплата компенсации. Её размеры дискутируются.
Президент Российской движения в поддержку флота, капитан судна Михаил Ненашев заявил, например, что сумма компенсации которая должна быть выплачена России «предусмотрена в договоре, в соответствии с обстоятельствами перерыва, она колеблется от 3 до 10 миллиардов евро». При этом, констатируют аналитики, русские вполне могут обойтись и без «Мистралей»
А вот Франция однажды показав себя ненадежным партнером потеряет рынок сбыта «в недемократических странах» навсегда.
Многие эксперты в России уверены, что история с «Мистралями» еще может дополниться коррупционными скандалами. Так в беседе с Главным редактором «ЭкоГрада» Игорем Панариным о будущем инновационных проектах России генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов отметил, что история с «Мистралями» весьма вероятно может завершиться «антикоррупционным расследованием». Генерал уверен, что выход из проекта с «Мистралями» принесёт России существенную экономию средств, и позитивно скажется на повышении боеспособность армии и флота. На сбережённые деньги, считает генерал, можно будет развить схему перевозки по водным артериям, и разгрузить пробки на трассе Москва — Санкт-Петербург.
Игорь Белый
Комментариев нет:
Отправить комментарий