понедельник, 23 ноября 2015 г.

Обструкция России - тупиковый лабиринт

Обструкция России - тупиковый лабиринт

Обструкция России - тупиковый лабиринт

     
51074Многие  оценки исследовательских  организаций - ООновских, зарубежных, отечественных -    показывают, что от состояния всех компонентов  биосферы в России зависят основные тенденции в состоянии климата минимум на 25% территории Земли. Уже только это обстоятельство  - при всём желании  большинства стран Запада - попытаться проигнорировать или даже  как-то унизить Россию и на Парижском форуме - вынуждает считаться с динамикой общероссийского, скажем так,  "биоклимата". 

   В недавних исследованиях по экологии Евразии, проведенных под эгидой ЕС, отмечается, в   частности, что почти неизбежный  секвестр реальных  расходов в РФ на природопользование, особенно в отдалённых регионах страны, может резко ухудшить состояние биосферы  во всех соседних с ней странах,  и не только в близлежащих. В то же  время, вероятная неизбежность такого секвестра обусловлена,  в том числе,  и последствиями западных санкций, прямо или косвенно включающих и природо-/ресурсосберегающие технологии и проекты. И потому вынуждающих тратиться всё в большей мере на закупку в других странах и на собственное  производство, например, нефтегазодобывающего оборудования и, соответственно,   на нефтегазодобычу(см.http://ekogradmoscow.ru/eko/eko-disput/zeljonoe-bezmolvie-i-vertikalnyj-anabioz-v-ozhidanii-putina ).Поскольку этот сектор экономики  остаётся главным наполнителем госбюджета.  Где уж тут  в растущих размерах тратиться на более дорогостоящее - экологически эффективное оборудование в той же нефтегазодобыче?..
   Да, многодесятилетняя - более чем 50-летняя  экспортно-сырьевая экономика не могла не  изменить восприятия на генетическом уровне у большинства, пожалуй, чиновников,  реальных  последствий ТАКОЙ экономики и обусловленных ими социально-экономических проблем по всей стране. Да, ежедневные "гадания" сонма экспертов и, тем более, чиновников об уровне  цен на нефть, мгновенно влияющих на дееспособность госбюджета, вызывают чувство самоуничижения. Взаправду, как же  удаётся сочетать - и ведь удаётся (?!) - бюджетно-баррелевые "гадания" с впечатляющей мощью военно-воздушных ударов по ИГИЛу в Сирии;  с едва ли не массовой кампанией по сокращению штатов врачей, учителей, лесников,  работников библиотек, домов престарелых (как и самих библиотек с теми домами), и т.д, и т.п. Добавим, в  частности, и незаконные, зачастую кощунственные застройки в уникальных природных и историко-культурных заповедниках, причем в условиях почти традиционного  государственного "псевдореагирования" на эти ситуации (что неоднократно отмечал   "ЭкоГрад")..
    Но столь парадоксальные сочетания , увы, всегда или почти всегда были свойственны СССР-России. А ведь снова и снова приходится "напомнить", что   те же  врачи, учителя, воспитатели детских садов, соцработники, лесники и смежный "штат секвестируемых" профессий и, главное, -  отношение к  ним со стороны государства - ЭТО СОСТАВНАЯ  ЧАСТЬ   комплексного экологического, точнее  государственного мировоззрения. А "частичным" это мировоззрение быть не может, иначе  - профанация,  показуха, "потёмкинские деревни" и производные от всего этого. Помните небезызвестное клише  "перестройки"(?)  - "нельзя быть немного беременной"...  
     Но, конечно, реальное состояние   компонентов биосферы во многих регионах страны  не может не настораживать. Вероятно, это прежде всего   касается лесного фонда  страны, играющего,  как известно, стратегическую роль в поддержании экологического баланса Земли. Но всё более частые  призывы экспертов и общественных кругов к государству наладить дееспособное  госрегулирование в этой сфере пока остаются призывами. Хотя тяжелейшие последствия лесных пожаров в Байкальском регионе и  в этом году снова показали, мягко говоря,  ущербность нынешней системы "лесорегулирования" (что анализировал  "ЭкоГрад"), она не меняется. Вероятно и  потому, что дееспособная система госрегулирования лесного комплекса и смежных с ним отраслей  требует крупных инвестиций и не менее  крупных текущих расходов.То есть, и здесь подход сугубо меркантильный...
   Между тем, по оценкам ВШЭ и WWF (2015 г.),  российские леса пока  поглощают СО2-эквивалента порядка 500 млн тонн  в год. Но к 2030 году этот объем уменьшится примерно до 200 млн тонн. А затем, к середине 2040-х,  составит менее 100 млн тонн. То есть, российский лес «скомпенсирует» к концу 2020-х не более 7% выбросов углерода в стране, а к 2050 году - около 0. Основные причины такого тренда -   природные катаклизмы, расширяющаяся география болезней лесов, огромные объемы незаконной вырубки, растущий дефицит профессиональных кадров и финансирования лесовосстановительных проектов.
       Упомянутые и многие другие проблемы и пробелы в российском природопользовании, конечно,  известны "западному" сообществу.  Потому немалое число  его представителей считают, что российские экологические инициативы -  лишь новое средство  внешнеполитической "обработки", а сама Россия, дескать,  всё меньше способна  реализовывать эти инициативы и решать внутренние экологические проблемы... 
        Но "экологические проблемы, стагнирующие и усугубляющиеся, не имеют административно-географических границ. Тем более  если речь идет об биосфере  огромной страны, соседствующей со многими странами Европы и Азии. Чернобыль, опустынивание сельхозземель,  последствия  сведения лесов и обмеления рек во многих регионах страны повлияли и влияют на биосферные тренды  в целом ряде стран, приграничных с РФ,  и других странах. Потому что трансграничны не только опасные выбросы в атмосферу и расширение загрязнения почв, но также сами   реки и леса, флора и фауна,да и сам климат. Скажем, на большей части российско-казахстанского приграничья - в целом его площадь превышает 200 тыс. кв. км - обостряются проблемы, опять же, трансграничного обмеления рек и озёр, загрязнения  и опустынивания почв, скапливания  всевозможных отходов, растущей предрасположенности столь обширной территории к пожарам, другим природным эксцессам. И, как следствие -  усугубляется сокращение лесного и, в целом, биоресурсного потенциала. Причем эти негативные тренды, по естественным  причинам, проникают в северокавказский, азовско-донской регионы страны.  А все эти регионы РФ,  включая и российско-казахстанское приграничье,  расположены невдалеке от центрально-  и особенно восточноевропейских стран. Поэтому европейскому  сообществу нецелесообразно игнорировать, "обкладывать" санкциями данные проблемы и подвергать обструкции российские инициативы по климатической политике".Такое мнение  высказал мне Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Кавказа. Поволжья, Урала и Центральной Азии Ин-та Востоковедения РАН. По-моему, с такой оценкой трудно не согласиться?..

А.Чичкин         
         

Комментариев нет:

Отправить комментарий