Здравствуй наш новый мир. Какой ты? О поиске "чистого образа"
Журнал «ЭкоГрад» продолжает тему поиска чистого образа. Хотелось бы избежать фраз про то, что образ женщины двадцатого века многолик, противоречив, и в первую очередь этот образ опирается на чувства, эстетическое представление о женской красоте, являясь отражением того времени, символом смены эпох. Но даже самый придирчивый критик согласится, что штампы в описании необходимы и неизбежны, когда точка в теме еще не поставлена.
В течении всего 20-века образ женщины претерпевал широкоамплитудные изменения. От стиля «роковой женщины», представительницы крупной буржуазии, в стиле модерн, принято называть «неоклассицизмом», до «Материнства» Аделаиды Пологовой. На знаменитой юбилейной выставке МОСХа Никита Хрущев находясь подле работы Пологовой «Материнство» от гнева топал ногами.
Отчасти в результате эмоции «государя» за Пологовой закрепилась слава лидера отечественной скульптуры в направлении неоклассики. Хроника скупо сообщает, что настоящая известность пришла к Пологовой в 1962 году, когда ее скульптурная композиция "Материнство" попала на выставку "30 лет МОСХ". Как известно, посетивший сие мероприятие Никита Сергеевич Хрущев жестко раскритиковал работу прямо на месте, и в дальнейшем частенько приводил последнюю как классический пример "неправильного", плохого искусства. Финал века предложил рассуждение о чистоте женского образа широкому зрителю. Во многих городах, практически во всех странах, в конце века появляется множество скульптур, иногда это художественные произведения, чаще «кич», по нашему мнению работы содержат, в том числе, попытку ответить на вопрос о роли женщины в обществе. Уборщица, прачка, кокетка, мать, проститутка, бизнесвумен. Как это было?
Журнал предлагает галерею образов и решений, собранных ценителями в видефотогалереи. Что касается прогноза на 21 век, то это конечно сложнее.«Прежде всего, возникает вопрос: возможно ли и нужно ли прогнозирование развития искусства и культуры на столь большой промежуток времени, как тысячелетие?» - задавался Анатолий Кантор, размышляя «о двух путях развития искусства третьего тысячелетия. И сам себе отвечал: «Несомненно, что долгосрочное прогнозирование такого рода является необходимой основой экономической и культурной политики, опирающейся на длительную перспективу. Другое дело – возможно ли предугадать и обосновать предположение относительно будущего развития искусства на длительный период».
Начиная с XIII века, искусство каждого столетия имеет четко определенный облик, черты которого вполне отчетливо определяются уже в конце предшествующего века. Так, фрески и мозаики Пьетро Каваллини уже в конце XII века предвосхитили знаменитые росписи Джотто и его последователей, прославившие XIII век; бургундское искусство конца XIV века – скульптура Клауса Слютера, живопись Мельхиора Брудерлама и Жана Малуэля – было первым проблеском Раннего Возрождения («кватроченто») XV века; титаны искусства XVI века – Леонардо да Винчи и Микеланджело – выступили в конце XV века с характерными для Высокого Возрождения работами; точно так же выдающиеся мастера живописи XVIII века Алессандро Маньяско и Никола Ларжильер выступили уже в конце XVII столетия; наконец, основные принципы искусства ХХ века вполне сформировались в живописи великих художников конца XIX столетия – Сезанна, Гогена, Ван Гога, Врубеля. Но это столетия, а можно ли по искусству конца тысячелетия предугадать характер искусства будущего тысячелетия?
На первый взгляд, это кажется невероятным: можно ли в искусстве раннего средневековья, еще до формирования романского стиля, увидеть признаки великого и многообразного искусства второго тысячелетия, когда выдвинулись гениальные и неповторимые художники – Джотто, Ван Эйк, Рафаэль, Дюрер, Эль Греко, Рембрандт, Делакруа, Сезанн, Пикассо, Генри Мур? Однако, если откинуть предубеждение и страх перед невероятностью вывода, то именно на рубеже второго и третьего тысячелетий можно увидеть яркое и смелое предвосхищение будущих достижений, притом в трех характерных для второго тысячелетия направлениях.
Первое – это идеальные, духовно совершенные образы, воплощенные в формы безупречной пластической красоты и возвышенного спокойствия, – в мозаиках, фресках и миниатюрах Византии и Италии, где античное наследие сохранилось наиболее живым и актуальным. Важно отметить и то, что эти черты вошли в древнерусское искусство и проступали в нем до конца тысячелетия.
Второе направление – это острая психологическая и пластическая экспрессия, явившаяся внезапно, как взрыв, в росписях каталонских церквей в Пиренейских горах, в «оттоновской» миниатюре Германии. Это предшественники Матиаса Грюневальда, Эль Греко, Ван Гога, Марка Шагала.
Третье направление представлено мощной пластикой деревянных, каменных, металлических изваяний – гробниц, распятий, мадонн, рельефов разных европейских стран, например, «сурового стиля» немецких и австрийских городов. Отсюда тянутся нити ко многим позднейшим скульпторам вплоть до Генри Мура и Аллы Пологовой
Ироничные цитаты. На пороге материнства с мечом.
Бабушка из Сан-Хосе
Актуальное. Бабушка из Брюсселя, считающая копейки
Девушка с зонтиком (Целомудренное)
Девушка с веслом (Классическое)
Девушка со стиральной машиной (инновационное)
девушка феминистка. (Из непонятого)
Девушка и рыцарь (Предупреждающее)
Девушка и винтовка. Каховка. Юго-Восток Украины
Девушка как предмет конкуренции городов. Кокетка Челябинск
Кокетка Екатеринбург
Хозяйка. Голландия
Купальщицы. Берлин
Девушка в шоколадных тонах и объемах
Маргарита по Американски. Самая красивая ведьма из Бостона
Медсестра. Она...
Бабушка торгующая семОчками. Минск
Омск. Любаша
Новосибирск. Деловая женщина
(Сон Челентано.) Женщина и коза. Италия
Минск. Памятник беременной женщине. (Как вариант надгробья незачатым детям)
Памятник подпольщице Тане Маркус, Киев
Памятник "Выходила на берег Катюша", Владивосток
Памятник отдыхающей девушке, Геленджик
Памятник Молли Мэлоун, Дублин, Ирландия
Памятник девушке-туристке, Великий Новгород
Девушка на скамейке, Минск
Памятник беременной женщине, Томск
Памятник дамам с зонтиками, Будапешт, Венгрия
Памятник "Девушки на мосту", Грузия
Памятник рисующей девушке, Астана
Памятник "Незнакомка", Воронеж
Памятник цветочнице, Ростов на Дону
Застывшее движение победившего хайтека
Памятник лежащей ленивой девушке, Лозанна, Швейцария
Девушка стриптизерша. Москва
Памятник женщине легкого поведения, Дублин, Ирландия
Обнаженная дама в Осло
Девушка, парк скульптуры Арт-музеон, Москва
Размышление об египетских богах
Кормящая. Пекин, Китай
Памятник кормящей Анджелине Джоли
Памятник материнству, Евпатория, Крым
Памятник русалке с ребенком, Крым
Памятник кормящей матери, Вьетнам
Памятник матери и ребенку, Норвегия
Памятник материнству, Южная Корея
Памятник материнству, Псков
Памятник материнству, Ноябрьск
Памятник материнству, Нижний Новгород
Памятник материнству, Видное, Московская область
Памятник материнству, Киров
Памятник женщине и ребенку, Челябинск
Памятник матери-казачке, Еланская, Ростовская область
Памятник жене моряка, Одесса
Памятник "Дающая жизнь", Ростов
Памятник матери с ребенком, Зеленоград
Памятник "Мама", Тюмень
Памятник материнству, Новочебоксарск
"Иди и след мой сохрани".. Аделаида Пологова
Счастье и параллелограммы
Обнаженная в шляпе, Амстердам
Памятник уборщице, Москва
Памятник даме дворнику, Гомель
Памятник дворнику "Петровна", Красноярск
Памятник стирающей женщине, Бонн, Германия
Памятник прачкам, Реус, Испания
Памятник стирающей женщине, Рейкьявик, Исландия
Памятник стирающей женщине, Болонья, Италия
Памятник стирающим женщинам, Германия
Памятник стирающим женщинам, Германия
Памятник охтинской молочнице, Санкт-Петербург
Памятник водопроводу, Ростов на Дону
Доярка, Заволжск
Памятник портнихам, Ровно, Украина
Памятник вязальщице, Белгород
Птичница, Заволжск
"Материнство" Аделаида Пологова (Кадр из фильма)
Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии
- [30 Май 2014] Просмотров: 0 Категория: Экология культуры
Комментариев нет:
Отправить комментарий