пятница, 30 мая 2014 г.

Здравствуй наш новый мир. Какой ты? О поиске "чистого образа"

Здравствуй наш новый мир. Какой ты? О поиске "чистого образа"

Здравствуй наш новый мир. Какой ты? О поиске "чистого образа"

     
Журнал «ЭкоГрад» продолжает тему поиска чистого образа. Хотелось бы избежать фраз про то, что образ женщины двадцатого века многолик, противоречив, и в первую очередь этот образ опирается на чувства, эстетическое представление о женской красоте, являясь отражением того времени, символом смены эпох. Но даже самый придирчивый критик согласится, что штампы в описании необходимы и неизбежны, когда точка в теме еще не поставлена.
В течении всего 20-века образ женщины претерпевал широкоамплитудные изменения. От стиля «роковой женщины», представительницы крупной буржуазии, в стиле модерн, принято называть «неоклассицизмом», до «Материнства» Аделаиды Пологовой. На знаменитой юбилейной выставке МОСХа Никита Хрущев находясь подле работы Пологовой «Материнство» от гнева топал ногами.
Отчасти в результате эмоции «государя» за Пологовой закрепилась слава лидера отечественной скульптуры в направлении неоклассики. Хроника скупо сообщает, что настоящая известность пришла к Пологовой в 1962 году, когда ее скульптурная композиция "Материнство" попала на выставку "30 лет МОСХ". Как известно, посетивший сие мероприятие Никита Сергеевич Хрущев жестко раскритиковал работу прямо на месте, и в дальнейшем частенько приводил последнюю как классический пример "неправильного", плохого искусства. Финал века предложил рассуждение о чистоте женского образа широкому зрителю. Во многих городах, практически во всех странах, в конце века появляется множество скульптур, иногда это художественные произведения, чаще «кич», по нашему мнению работы содержат, в том числе, попытку ответить на вопрос о роли женщины в обществе. Уборщица, прачка, кокетка, мать, проститутка, бизнесвумен. Как это было?

Журнал предлагает галерею образов и решений, собранных ценителями в видефотогалереи. Что касается прогноза на 21 век, то это конечно сложнее.«Прежде всего, возникает вопрос: возможно ли и нужно ли прогнозирование развития искусства и культуры на столь большой промежуток времени, как тысячелетие?» - задавался Анатолий Кантор, размышляя «о двух путях развития искусства третьего тысячелетия. И сам себе отвечал: «Несомненно, что долгосрочное прогнозирование такого рода является необходимой основой экономической и культурной политики, опирающейся на длительную перспективу. Другое дело – возможно ли предугадать и обосновать предположение относительно будущего развития искусства на длительный период».

Начиная с XIII века, искусство каждого столетия имеет четко определенный облик, черты которого вполне отчетливо определяются уже в конце предшествующего века. Так, фрески и мозаики Пьетро Каваллини уже в конце XII века предвосхитили знаменитые росписи Джотто и его последователей, прославившие XIII век; бургундское искусство конца XIV века – скульптура Клауса Слютера, живопись Мельхиора Брудерлама и Жана Малуэля – было первым проблеском Раннего Возрождения («кватроченто») XV века; титаны искусства XVI века – Леонардо да Винчи и Микеланджело – выступили в конце XV века с характерными для Высокого Возрождения работами; точно так же выдающиеся мастера живописи XVIII века Алессандро Маньяско и Никола Ларжильер выступили уже в конце XVII столетия; наконец, основные принципы искусства ХХ века вполне сформировались в живописи великих художников конца XIX столетия – Сезанна, Гогена, Ван Гога, Врубеля. Но это столетия, а можно ли по искусству конца тысячелетия предугадать характер искусства будущего тысячелетия?

На первый взгляд, это кажется невероятным: можно ли в искусстве раннего средневековья, еще до формирования романского стиля, увидеть признаки великого и многообразного искусства второго тысячелетия, когда выдвинулись гениальные и неповторимые художники – Джотто, Ван Эйк, Рафаэль, Дюрер, Эль Греко, Рембрандт, Делакруа, Сезанн, Пикассо, Генри Мур? Однако, если откинуть предубеждение и страх перед невероятностью вывода, то именно на рубеже второго и третьего тысячелетий можно увидеть яркое и смелое предвосхищение будущих достижений, притом в трех характерных для второго тысячелетия направлениях.

Первое – это идеальные, духовно совершенные образы, воплощенные в формы безупречной пластической красоты и возвышенного спокойствия, – в мозаиках, фресках и миниатюрах Византии и Италии, где античное наследие сохранилось наиболее живым и актуальным. Важно отметить и то, что эти черты вошли в древнерусское искусство и проступали в нем до конца тысячелетия.

Второе направление – это острая психологическая и пластическая экспрессия, явившаяся внезапно, как взрыв, в росписях каталонских церквей в Пиренейских горах, в «оттоновской» миниатюре Германии. Это предшественники Матиаса Грюневальда, Эль Греко, Ван Гога, Марка Шагала.

Третье направление представлено мощной пластикой деревянных, каменных, металлических изваяний – гробниц, распятий, мадонн, рельефов разных европейских стран, например, «сурового стиля» немецких и австрийских городов. Отсюда тянутся нити ко многим позднейшим скульпторам вплоть до Генри Мура и Аллы Пологовой


8376080pvr
Ироничные цитаты. На пороге материнства с мечом. 
8376082xt8
Бабушка из Сан-Хосе
8376083pcd
Актуальное. Бабушка из Брюсселя, считающая копейки
8376084bgi
Девушка с зонтиком (Целомудренное) 
Девушка с веслом (Классическое)
8376085i4i
Девушка со стиральной машиной (инновационное) 
8376086kjh
девушка феминистка. (Из непонятого) 
8376087u84
Девушка и рыцарь (Предупреждающее) 
8463610y1j
Девушка и винтовка. Каховка. Юго-Восток Украины 
8376088ama
Девушка как предмет конкуренции городов. Кокетка Челябинск 
8376089dom
Кокетка Екатеринбург
 8376090wuf
Хозяйка. Голландия8376091f95
Купальщицы. Берлин  
8376092p5x
Девушка в шоколадных тонах и объемах 
8376093zpa
Маргарита по Американски.  Самая красивая ведьма из Бостона
8376208v1o
Медсестра. Она...
8376228zf9
Бабушка торгующая семОчками. Минск 
8376243jtq
Омск. Любаша 
8379669gpq
Новосибирск. Деловая женщина 
8459377d0b
(Сон Челентано.) Женщина и коза. Италия 
8459635s1a
Минск. Памятник беременной женщине. (Как вариант надгробья незачатым детям) 
 8463611xnp
 Памятник подпольщице Тане Маркус, Киев
8463612ipg
Памятник "Выходила на берег Катюша", Владивосток
8463613g7r
Памятник отдыхающей девушке, Геленджик
8463614fae
Памятник Молли Мэлоун, Дублин, Ирландия
8463615nfu
Памятник девушке-туристке, Великий Новгород
8463616jcq
Девушка на скамейке, Минск
8463619imh
Памятник беременной женщине, Томск
8463620o2b
Памятник дамам с зонтиками, Будапешт, Венгрия
8463621pk8
Памятник "Девушки на мосту", Грузия
8463623gem
Памятник рисующей девушке, Астана
8463624s0v
Памятник "Незнакомка", Воронеж
8463625cir
Памятник цветочнице, Ростов на Дону
8463626a4j
Застывшее движение победившего хайтека 
8463627wpi
Памятник лежащей ленивой девушке, Лозанна, Швейцария
8463628fuw
Девушка стриптизерша. Москва 
8463779rbx
Памятник женщине легкого поведения, Дублин, Ирландия
8463800tcg
Обнаженная дама в Осло 
8463822vu8
Девушка, парк скульптуры Арт-музеон, Москва
8463863z32
Размышление об египетских богах 
8464006gbk
Кормящая. Пекин, Китай
8464007syx
Памятник кормящей Анджелине Джоли
8464008crd
Памятник материнству, Евпатория, Крым
8464009xvh
Памятник русалке с ребенком, Крым
8464010dob
Памятник кормящей матери, Вьетнам
8464011lc4
Памятник матери и ребенку, Норвегия
8464012me1
Памятник материнству, Южная Корея
8464013v8p
Памятник материнству, Псков
8464014nmi
Памятник материнству, Ноябрьск
8464015tdb
Памятник материнству, Нижний Новгород
8464016c56
Памятник материнству, Видное, Московская область
8464017bdi
Памятник материнству, Киров
8464018q5q
Памятник женщине и ребенку, Челябинск
8464019rts
Памятник матери-казачке, Еланская, Ростовская область
8464020m8j
Памятник жене моряка, Одесса
8464021lbu
Памятник "Дающая жизнь", Ростов
8464022ayl
Памятник матери с ребенком, Зеленоград
8464023v82
Памятник "Мама", Тюмень
8464024hfg
Памятник материнству, Новочебоксарск
"Иди и след мой сохрани".. Аделаида Пологова 
8464025jl3
Счастье и параллелограммы
8464257rzc
Обнаженная в шляпе, Амстердам
8465049gub
Памятник уборщице, Москва
8465050mv7
Памятник даме дворнику, Гомель
8465051bpl
Памятник дворнику "Петровна", Красноярск
8465052c6v
Памятник стирающей женщине, Бонн, Германия
8465053d2p
Памятник прачкам, Реус, Испания
8465054ipk
Памятник стирающей женщине, Рейкьявик, Исландия
8465055qk0
Памятник стирающей женщине, Болонья, Италия
8465056n6y
Памятник стирающим женщинам, Германия
8465057xgw
Памятник стирающим женщинам, Германия
8465058dii
Памятник охтинской молочнице, Санкт-Петербург
8465059iv2
Памятник водопроводу, Ростов на Дону
8465060t2f
Доярка, Заволжск
8465061csm
Памятник портнихам, Ровно, Украина
8465062k6q
Памятник вязальщице, Белгород
8465063t0m
Птичница, Заволжск
Материнство
"Материнство" Аделаида Пологова (Кадр из фильма)

Поиск чистого образа, или образ женщины в классической советской фотографии



Комментариев нет:

Отправить комментарий