вторник, 6 мая 2014 г.

Славянск. Прямая линия. Город подвергся штурму и обстрелу.

Славянск. Прямая линия. Город подвергся штурму и обстрелу.

Славянск. Прямая линия. Город подвергся штурму и обстрелу.

     
b R1LQy90PEТревожные сообшщения поступают из Славянска. По данным опубликованным в сети, в ночь на среду украинские военные приступили к штурму города. В окрестностях Славянска развернута батареея залпового огня "Град". Опять же согласно сообщениям в сети, глава МВД Украины, Арсен Аваков заявил, что в Славянске нет мирных граждан. Его поддержала Юлия Тимошенко, заявив, что лучше потерять один город, нежели весь регион. В Славянске время от времени слышны автоматные очереди. Очевидцы рассказали о двух мощных взрывах, прозвучавших на окраине. О начале штурма жителей Славянска известил церковный набат. Тем временем в самом городе назревает гуманитарная катастрофа. Как сообщили в украинском отделении "Красного креста" корреспонденту "ЭкоГрад", о сложной ситуации в Славянске им известно, но их туда не пускают.   

Чтобы составить полную картину происходящего, журнал "ЭкоГрад" продолжает связываться с жителями Славянска по телефону. Запись сделана накануне появления сообщений о штурме.

Елизавета 33 года.

Проживает в г. Славянск (микрорайон Артема) ; работает: бухгалтером;
Состоит гражданском браке, есть ребенок: девочка 10 лет

Корр: Добрый день. Мы проводим опросы жителей Славянска. Это наше уже шестое интервью. Наши опросы не имеет отношения ни к военным, ни к разведке. Прошу Вас просто поговорить с нами. Начнем? Что у Вас сейчас происходит в городе? Как вы воспринимаете развитие ситуации?

Елизавета: Что мы тут чувствуем? Мы живем в атмосфере страха. Я боюсь. Мы вот пошли с папой на завод. Шли и боялись, хоть бы снайпер не подстрелил. Мимо нас скорая помощь куда-то ехала. Это постоянный страх. Это ни ребенку не выйти на улицу, это постоянный звон сирены, это тревожный набат колоколов на церквях. Страшно. Ребенка не вывести на улицу погулять. Я не знаю чего ждать, что будет дальше. (Плачет)

- Слышна ли у Вас стрельба?

- Нет сейчас стрельбы нет. И вообще стрельбы особенно пока не было. Если только иногда, и где-то далеко. Вот во втором часу слышно было что, где-то что-то стреляло. Окна дребезжали. Тогда же звучала сирена. Колокола с 4:30 звенели, а потом опять дребезжали окна. Мимо нас пролетают вертолеты и самолеты. Низко. Слышно. Буквально чиркают днищами по крыше нашей пятиэтажки. Страшно было и в окно выглянуть. Страшно уже даже в квартире. Куда там уже на улицу выходить. Что оно будет дальше неизвестно.

- Есть ли у вас возможность покинуть город?

- Нет. Нету у нас такой возможности. Все посты на выезде заблокированы. На въезде проверяют паспорта. На выезде еще хуже. 3 мая мы возвращались из села. Нашу машину остановили на Комбикормском заводе. Проверяли документы. «Откройте свой багажник, покажите, что у Вас там лежит» - стоит он с автоматом этим в маске черной. Глаза холодные. Думаю, что сейчас нет возможности. В особенности с детьми. Ни троллейбусы не маршрутки ничего не ходит. Мы сегодня шли пешком по городу. Долго. Практически не добраться никуда. Второе, даже не знаю, куда можно было бы уехать, думаю, раньше, надо было думать, уезжать в село прятаться. Сейчас это выглядит опасным предприятием. Я пока даже не знаю, соберемся мы ехать или нет. Чтоб проехать куда-то спрятаться, вот куда можно. Даже если бы было куда поехать. Вот сейчас даже ума не приложу, куда можно поехать, чтобы спрятаться от этого всего. Куда ехать, если бежать из города. Я не знаю, куда можно уехать.

- О коридорах безопасности для выхода из города для мирных жителей кто-нибудь объявлял?

- Я не слышала. По телевизору не объявляли. Только разве что этот наш новый мэр города объявил, что если будут звонить сирены и колокола, то из квартиры никуда не выходить, сидеть дома. А так, ни каких сообщении, ни бегущей строки не было. Да и некуда нам прятаться, еще никто с нами на эту тему не разговаривал. Даже если сигнал тревоги, куда прятаться неизвестно. Бомбоубежища ли какие? Или укрытия... Но может потом они найдут куда нам спрятаться. По крайней мере, я не слышала, мне не говорили.

- Кто останавливал вашу машину на пикете? Кто были эти люди? Русские украинцы?

- Я даже не знаю. Стоят они в черном, на них написана «милиция» и стоят БТРы. Я даже у папы спрашивала, это кто. Наши или российские. Он говорит, доню, тут уже не поймёшь кто. Я спросила, - «это «наши» стоят. «Наш» защищают?» он сказал, что не знает, кто теперь «наши». Ну, они были все в черном.

- Кто-то из ваших знакомых присоединился к повстанцам? Нам интересно, о чем они рассказывают, если да?

- У нас на эти темы особенно сейчас разговаривать не принято. У каждого свое. Мы вот проезжали, и никак не могли проехать. Я обратила внимание, там был мой одноклассник, он был занят укладкой шин на баррикаду. Машин около неё скопилось много. Их не пропускали. Не давали проехать. Я говорю: «Петя, что это вы делаете?»
А он отвечает, мол, «я Лиза, пришел за Славянск бороться», говорю, ну дай же нам хотя бы проехать. А он говорит, что они с парнями собрались, парни молодые; 2 ночи стояли и делали бутылки с зажигательной смесью. Чтобы если «те», он кивнул в сторону, когда будут приближаться, чтобы они смогли запалить шины и предупредить всех. Он стоял там 2 ночи. Просто так сам, без всякого призыва. Там люди им приносили сигареты, и поесть, и бензин приносили. Есть такие, которые ходят, я ж то не могу пойти. У меня семья дитя. Да и не женское это дело.

- А если бы вы были мужчиной, то пошли бы?

- Куда-то воевать не пошла бы, а свой родной Славянск защитить – пошла бы. Ото всех. Тут повстанцы такого наделали? Жуть. Все деревья повалили. Да и засрали городок наш основательно. Мусор, грязь. Разруха.

- Местные жители помогают строить баррикады?

- Я слышала разное. Кто-то ругает повстанцев. Ждет прихода силовиков из Киева. Кто-то говорит про то, что обороняться надо самим и всем разом, потому что после прихода киевлян будет еще хуже. Я так считаю, что мирных жителей надо защищать. Мирные жители ни в чем не виноваты. Если бы надо было, я бы вышла и сказала свое слово на митинге. На баррикады я бы не пошла, конечно. Но вот за мирных жителей я бы пошла. Я бы пошла защищать свою маму, свою дочку, свою жену, если бы я была мужиком. Я бы пошла... защищать... (Заплакала)...

- Вы с повстанцами общаетесь? Каковы их требования? За что они стоят?

- Ну, этого я не знаю...

- А как думаете?

- Мне иногда кажется, что они не просто защищают Славянск, а просто собираются кучками. Потому что им делать нечего и все. Это еще надо разобраться, какие там люди стоят. Есть нормальные, есть люди, которые ждут только и соберутся, кто 5 гривен принесет. Собираются, напьются и стоят там пьяные. А смысл, что они там стоят? Зачем защищать Славянск, если ты стоишь пьяным? С таким делом ты можешь и дома сидеть.

- А от кого защищают Славянск? От Украинской армии получается?

- Я не знаю, от кого они защищают, я вот спрашивала. Вы вот стоите, для чего вы стоите? – «Мы хотим, чтобы у нас были низкие цены. Чтоб на бензин были низкие цены, на продукты. Вот в данный момент что творится. Даже хлеба негде взять в нашем районе». Вот так они рассказывают. Чего они там стоят. Я спрашивала своего одноклассника. А он улыбается. Смотрит как на недоразвитую. Мол, вот хотим, чтобы прошел референдум у нас. Вот как мне сказал он, так я и Вам говорю. За референдум они.

- А вообще что люди говорят, есть ли приток местных жителей к ополченцам?

- Не знаю, слышала идут, но сколько идут не скажу. Но знаю, сколько баррикад по городу наделали. И стоят везде. Вот 2 мая было. Шли на баррикады. И в основном идет одна молодежь. Они уже собираются всем гуртом, они уже друг друга знают. Они сюда идут. Допустим, мы проходили на Добровольского, там баррикады, но там я никого не видела. А на Рыбхозе, где стояли, тоже были. И когда после 2 началось, они там были. И на Комбикормовом тоже были люди. Сейчас там стоят военные, вот эта «милиция», которая нас останавливала. Там уже людей нет, там уже стоят военные. Я бы хотела знать больше, но ничего не известно. Я сижу дома. А так хорошо бы разобраться, кто там где стоит.

- Что там за история с «Ощадбанком» в городе Славянск? Работает ли он вообще?

- По поводу «Ощадбанка» я Вам ничего не скажу. Я не знаю. А у нас «ПриватБанк» закрыли до 12 мая, деньги вообще снять не возможно. Я хотела деньги с карточки снять, пособие детское, вообще снять не возможно. Я 2 дня пыталась снять деньги, на второй день у меня только получилось. И на Банке повесили объявление, что банк до 12 мая не работает. У нас сейчас похоже все банки не работают. «Ощадбанк» находится в центре города, он там один. Я не знаю ничего про этот банк, ничего не могу сказать.

- Что значит единственный по городу?

- Да, он один находится в центре города. А я живу ж на Артема.

- У вас в районе, надо понимать, в основном отделения «ПриватБанка»?

- Да. У нас тут на Артема только «Приват». А это все «Сбербанк» , «Ощадбанк» находится в городе, в центре. Мы сейчас в центр города не выбираемся. Я если и хожу, то только на работу. И тут сказали, ни один банк не работает. Я не проверяла, про то, работают или нет. Сейчас не знаю.

- Вы сказали, нет хлеба... давно?

- Хлеба нет давно. Некоторое время назад мы ходили за хлебом в Лесную. У нас на Артема хлеба то нет, то очередь километровая стояла. И больше 2-х буханок на руки давать отказывались. В «Палянице» очередь была аж на улицу.

- А что с другими продуктами?

- Ажиотаж какой был, жуть. Люди начинали все разгребать. Ни круп, ничего не было. Поднялась паника. Люди подумали, что скоро в Славянске ничего не будет. Очереди стояли дикие. Картошку разгребали. Все что на прилавках скупали чохом. Сейчас более менее все утихло. После 2 мая ситуация ухудшилась. А сейчас совсем плохо. Хлеба, получается, что нету. У нас хлеб свой завод печет, вроде бы. На работу мама звонила своей подруге. Да, говорит, вызвали завоз, но не приехали. Так как машины не доезжают до Славянска с Николаевки, где много техники. Машины стоят, хлеб черствеет, пропадает. На другой день хлебозавод печет хлеба меньше.

- Имеются ли у вас в достаточном количестве медикаменты?

- Да медикаменты пока есть. Вот пошла на днях за анальгином. Он сейчас стоит 3,50 гривны, раньше он в той же аптеке стоил 30 коп. Я не зане что делать. У мамы закончатся таблетки от сахарного диабета, сомневаюсь, что она пойдет их и купит. Не знаю, найдем ли мы ей таблетки.

- Церкви в городе открыты?

-Вроде бы работают. Возле нас церквушка, она работает. И народ ходит молиться. Вроде работала. Ну, может не долго тоже, они бояться как-то надолго открывать церковь. Но люди ходили, и звонила мамина сестра с Харькова, люди выходят на центр города в 18:00 стоят со свечками и молятся за Славянск.

- Платят ли пенсии, делаются ли социальные выплаты, приходят ли зарплаты бюджетникам?

- Надеемся, что заплатят. Будем ждать. Вот завтра должны прийти деньги. 7-го 8-го мая приходят. Папе с мамой должны принести пенсию. Мама говорит, дай Бог, чтобы они нам ее принесли. Мы-то работаем. А пенсионеры ждут пенсию, а пенсии нет. И я как мать одиночка тоже жду социальных выплат. Жду пока с «ПриватБанка» пришлют деньги. И когда они будут работать неизвестно. Если «ПриватБанк» не работает, то можно сидеть не знаю на чем.

- Поступала ли для населения какая-то специальная информация от центрального правительства о том, как вести себя на период нестабильности?

- Нет, ничего никому не говорили, насколько я знаю. Даже наши славянские новости, по которым все показывали (Сат-тв – авт.) сейчас даже эти новости не показывают. Выступает один, говорит сколько жертв. А что делать дальше, никто ничего не говорит. Папа ходил в магазин и разговаривал, что скоро у людей закончатся деньги и начнётся мародёрство. Знакомый говорит, что недавно просто зашли в АТБ (супермаркет – авт.) один который в городе, ополченцы взяли все спиртные напитки и не расплатились. Просто обокрали магазин. Понятно, что повстанцам надо что-то покушать, что-то выпить. Но магазину-то эти убытки как покрыть? Думаю, что когда у местных закончатся деньги, и не будет на что купить продукты и выпивку, то начнут грабить. Так же самое, как и в маршрутках. Уже даже с пенсионеров деньги берут. Не хочешь платить, выходи. Они повесили бумажку в маршрутках, что отменили все льготы.

- Работают ли школы и детские сады ?

- Нет не работают. В школу дети не ходят с понедельника. И на той неделе не много ходили. Из 100% , только треть детей ходило в школу. Потому что все боялись детей водить в школу. Это хорошо если есть с кем ребенка оставить, а если нет, то куда его с собой брать?

- Как вы думаете, потребуется ли Славянску гуманитарная помощь? И если потребуется то какая? Какая помощь требуется лицам с ограниченными возможностями, престарелым, инвалидам, можно ли им как-то помочь?

- Помощь уже требуется. У инвалидов, так просто беда. Им бы, ну хоть какие-то продукты им купить. Думаю, что сейчас у них совсем нет денег. Им бы медикаментами помочь, я так понимаю. Пока здесь есть торговля, то им, инвалидам, я так понимаю, нужны деньги. Ну, самое главное, надо чтоб они были здоровы. Хоть какие-то препараты. Вот женщина зашла в аптеку, она имеет 8 рублей, а она пошла в аптеку, посмотрела на цену на лекарство – а там оно стоит уже 10, а она говорит, что у меня больше нет. А что я могу вам сделать, отвечает провизор. Если подняли цены на лекарства. Говорит: «А что ж мне умирать?», говорит... (плачет)

- А вода и электричество у вас есть?

- Вот на Ж/Д вокзале не было воды, не было света. На Былбасовке, друг мне звонил, у них нет света уже 1.5 недели. У нас с 1 числа нет света. А чего света нет, не понятно. А с водой, то она есть, то её нету.

- С чего все началось, вы помните?

- Сначала захватили милицию, потом исполком.

- Кто захватил?

- Как их называют, «зеленые человечики».

- Вы думаете это граждане РФ?

- Ну кто говорит, что да, кто говорит, что донецкие. Там не понятно. Они вроде бы и приехали с российским флагом сюда. И сразу свой повесили. И сказали, что у нас все будет хорошо, все будет спокойно. Но почему-то начали сразу стрелять по стеклам. Обыскивать всех сотрудников в горотделе, а потом начал выступать Понамаренко, что он будет защищать город, что все будет нормально. Вроде, как и договоримся, что не будет жертв, сказал. Когда они власть в городе взяли, и начали летать эти вертолеты низко очень. И было действительно очень страшно. Я на балкон вышла, смотрю, они летают. И разного цвета: и белый и зеленый вертолет, и так низко и не понятно чего они там летают. По дворам летают, чего они там высматривали?

- У вас есть ли сведения о жертвах среди мирных жителей?

- Да я слышала, что одна девушка погибла. Вышла просто на балкон, это на Химике, ее снайпер подстрелили просто. Даже по телевизору передавали. Она на 9 этаже жила и ее снайпер застрелил.

- Ведется ли в городе агитация по поводу проведения референдума 11 мая?

- Нет, к нам никто не приходил. И по городу я не слышала. Тут все более ли менее нормально. Может там, в центре и есть что-то.

- Работает ли местное телевидение, и что там передают?

- Нет, телевидение не работает. Они, наверно, бояться всю правду говорить о жертвах. А надо же правду говорить людям. И говорят из-за этого, и перестал работать канал. Теперь же не узнать, что творится в Славянске.

- Готовились ли вы сегодня ночью к штурму?

- Штурма как бы не было, но на Лесном гудела сирена, там сразу закрыли магазин. И все начали разбегаться. Закрывали все магазины, все. Сирена не долго была, потому что потом начался дождь.

- Скажи если к Вам придут в дом, как Вы будете защищаться?

- Я мирная жительница. Я хочу чтобы... (плачет) пожалуйста, не трогайте мою семью, ребенка буду защищать и родителей. Я не знаю куда бежать. Даже пойти некуда, где спрятаться. Негде спрятаться. Не понятно у кого, что на уме. Кто придет? Как защищаться? Или расстреляют тебя или деньги будут вымогать или просто просить еды или еще что-то. Я не знаю. По крайней мере очень страшно так сидеть дома.

- Еще раз спрошу. У Вас нет желания уехать из города в связи с этими событиями?

- Хотелось бы конечно. Но вот куда уехать? Хотя бы пока это все не закончиться.

- Ну, например, в село выехать?

- Да, нас же теперь обратно не пропустят. Теперь не выпускают никакой транспорт. Расстреливают на блокпостах без предупреждения. Ну, может если уляжется... Тогда к концу недели можно будет поехать. Но сейчас мы отсюда точно не выберемся. Знакомые уехали в Харьков с Краматорска, потом назад еле вернулись. В автобус зашел человек с автоматом, проверял всех паспорта. У всех проверил прописки, где кто прописан. Один пассажир рядом со мной был из Харькова. Стражник спрашивает его, что он тут с Харькова делает. А тот отвечает, что, мол, в гости приезжал. Ноги всех просмотрел. Когда у нас машину обыскивали, человек сразу направил автомат на нас. Было очень страшно. И была у них каска зеленая. Второй человек переписал номер нашей машины.

- У вас уже сложилось свое мнение по поводу правых и виноватых в этой ситуации?

- Я не знаю. Если честно. Я вообще уже ничего не знаю, кто прав кто виноват. Может с одной стороны и хорошо, что они тут это все делают. А с другой стороны и ничего хорошего, если так разобраться. Может нам надо поменять президента, чтобы он вот это вот все... чтобы в стране улучшилось. Так же тоже невозможно уже в стране жить. И заводы нормально никакие не работают. И работать хочется. И ребенка надо как-то обеспечивать.

- Как вы относитесь к присоединению Восточного региона Украины к территории Российской Федерации?

- У меня лично нет желания присоединяться. Я гражданка Украины. Да и нет никакой гарантии, что если мы будем в России, то не повторится тоже самое. И, что в этом случае, будет все хорошо. В России тоже все не идеально. Впрочем, сейчас у них лучше, чем у нас на Украине. Хотя, как мне рассказывает няня, как у нее живут там родственники, говорит что в России тоже «геть» не мед. Может, есть люди кто хочет, присоединения к России, но не факт. И уж точно нет гарантий того, что мы будем лучше жить, чем мы жили в Украине.

- Как Вы смотрите на перспективу самого ближайшего будущего?

- Я хочу, чтобы весь этот ужас закончился. Я хочу, чтобы заработал наш завод, на который я люблю ходить. На мой любимый завод. И хочу, чтобы у нас зарплата была. И чтобы мы все жили очень хорошо и чтобы у нас были низкие цены, чтобы нам на все нам хватало денег. Чтобы мы ни на чем не экономили. Вот что я хочу. И чтобы можно было спокойно работать, никто нас не тревожил. И что б на все хватало этих денег проклятых!!

0000131089-ac05075c-1e44fdf9-4-13839840591397443117 11398206205 1938b R1LQy90PE

Комментариев нет:

Отправить комментарий