Шведский опыт заработка на национальном позоре
Проигрывать войны - это очень выгодно. Мы не берём в расчёт Вторую Мировую, это был особый исторический случай, но для наций, о пассионарности которых можно прочесть лишь в наскальных рунах, поражение лучше победы (поскольку последняя - это фантазия и миф) и главное - выгоднее. Русские этим, понятное дело, брезгуют, ибо побеждали часто, а проигрывали редко, да и праздновать териториальные потери в русско-японскую войну 1904-1905 гг. или разгром в Крымской войне 1853-1856 гг., а то и вообще сожжение Москвы Тохтамышем в 1382 г. - это мазохизм, с которым мы даже законодательно уже не дружим. Небольшие же нации, особенно северные, с пониманием относятся к своим пассивным историческим ролям и даже используют их как способ заработка. Корреспондент "ЭкоГрада" Сергей КОЗЛОВ представил такой экзотический образчик исторической перверсии, вполне совместимой с гешефтом, особенно мелким.
***
"ЭкоГрад" посетил Музей «Васа» - один из известнейших в мире туристических объектов, дающих уникальное представление о Швеции начала XVII века и не только.
Во время своего первого плавания 10 августа 1628 года корабль «Васа» затонул в гавани Стокгольма. В 1961 году, по прошествии 333 лет, он был поднят со дна. Сегодня корабль, на 98% состоящий из оригинальных частей, пышно украшенный сотнями резных скульптур отреставрирован и экспонируется в специально построенном для него музее в городе Стокгольме.
16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюберстоном контракт на постройку боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблём из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Васа. Уже при постройке «Васе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Васы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма.
К воскресению 10 августа 1628 года всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Васы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма. В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля.
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Васа» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1 300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить их на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло, по разным источникам, от 50 до 400 человек.
В ходе проведенного расследования причин катастрофы был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. В случае с «Васой» взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.
Корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте. Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным, и никто не был осуждён за катастрофу.
В течение нескольких лет после гибели «Васы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.
После подъёма пушек водолазы утратили к «Васе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей «Васы» в частном порядке занялся инженер Андерс Франсен.
В течение длительного времени А. Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. 25 августа 1956 года поиски дали результат.
Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года. Водолазы подняли со дна гавани 14 тысяч деревянных деталей. Восстановление и консервация корабля заняли целых 17 лет. Главной задачей ученых было не допустить растрескивание дерева при высыхании, поэтому мелкие детали вымачивали, а корпус корабля непрерывно поливали полиэтиленгликолем, который замещал воду в дереве. Реставраторы собрали «Васу» по частям. Были изготовлены недостающие детали, их легко увидеть — они отличаются по цвету.
16 августа 1990 года на острове Юрлоден был открыт музей. Здание музея, построенного специально под экспозицию корабля, позволяет осмотреть «Васу» со всех сторон на различных уровнях высоты.
Так национальная катастрофа, вызванная вмешательством представителя власти в вопросы проектирования сложного технического объекта, стала предметом гордости шведов.
В сувенирном киоске музея продаются модели, рисунки, магниты, кружки майки и другие предметы с изображением «Васы». По моему мнению, нужно иметь извращенную психику, чтобы носить майку с изображением корабля-неудачника, затонувшего в первом же плавании и сгубившего множество жизней.
В экспозиции музея имеется раздел «Лицом к лицу», так же вызывающий неоднозначную реакцию. В стеклянных витринах лежат скелеты погибших. По реальным черепам восстановлен образ нескольких несчастных, которые находились на корабле в момент крушения. Лица воссозданы до мельчайших подробностей и при взгляде на них вызывают невольную дрожь. По-христиански место покойных в братской могиле, а не в музее.
Однако по результатам посещения музея можно сделать и конструктивный вывод: историю не изменишь, и не надо нашим современникам каяться за ошибки, совершенные предками. Мы не умнее их, а просто знаем, что было потом. Тем более мелкий гешефт ещё никто не отменял...
Сергей КОЗЛОВ.
- Подробности
- Категория: Эко диспут
- Опубликовано 26.10
Комментариев нет:
Отправить комментарий