понедельник, 5 октября 2015 г.

Экология как стыковка отраслей, проектов, регионов

Экология как стыковка отраслей, проектов, регионов

Экология как стыковка отраслей, проектов, регионов

     
6538093ndНаучно-практическая конференция по экологическим  проблемам Москвы, состоявшаяся на днях и приуроченная к 15-летию  Департамента природопользования и охраны окружающей среды  Москвы, не оставила экологических и смежных тем, которые не были обсуждены на данном форуме. Конечно, это связано с влиянием на биосферу множества факторов - экономических, технологических, нормативно-правовых. Высказанные  мне оценки  ряда участников форума - тому подтверждение.
     Антон Кульбачевский, руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды: "Система "ЭкоМониторинга" в столице показала  свою эффективность. Конечно, нужно ее совершенствовать для  более действенного контроля за состоянием окружающей среды в Москве. Если по структуре загрязнений атмосферного воздуха, до 90% вредных выбросов в атмосферу приходится по-прежнему  на автомобильный  транспорт; кроме того, существует проблема нефтесодержащих отходов, особенно в тех районах столицы, где наиболее интенсивный "автопоток", большое  число парковок. В основном это касается центральных районов Москвы, в том числе примыкающих в столичным рекам. Здесь характерны утечки  нефтепродуктов, продуктов разложения шин и т.п. в речные  русла. Вещества, порождаемые разложением этой продукции, проникают и  в атмосферный воздух. Данная проблема сопряжена с географией и динамикой интенсивности транспортных потоков в Москве. Впрочем, практически все  вопросы сохранения столичной биосферы связаны с  конкретными производственными или инфраструктурными отраслями.
     В плане уменьшения вредных выбросов от автотранспорта, отмечу, что  в столице не разрешено использование топлива класса ниже Евро-4. Это сдерживает и без того высокую долю автотранспортного загрязнения атмосферного воздуха в столице.Среди других основных проблем столичного природопользования  - тщательный сбор и переработка твердых бытовых отходов, причем в их структуре преобладают упаковочные материалы. Что касается проектов завода в Москве  по сжиганию мусора, на мой взгляд, на территории Москвы  в прежних ее границах едва ли найдется место для строительства этого объекта. И вряд ли "близлежащие" жители  согласятся быть его соседями. Акценты, на мой взгляд, должны делаться на своевременном сборе, тщательной сортировке и на современных технологиях использования в различных отраслях продуктов переработки мусора и других отходов. А не на "простом" сжигании" того же  мусора".    
      Зоя Зотова, председатель комиссии Мосгордумы  по экологической  политике: "Автотранспорт  - основной источник "грязного" воздуха" в столице. Да, многое зависит от года выпуска машины,какие у нее шины, какое состояние, каков уровень износа. Контроль этих вопросов имеется, но реально он едва ли охватывает все столичные  авто, а их число отнюдь не сокращается.  На мой взгляд, можно бы запретить эксплуатацию транспортных средств, которые старше 15 лет. И запретить въезд  в столицу на таких машинах. Кстати,  большинство москвичей, согласно опросам, считают главной угрозой для столичной экологии скопления машин и использование старых транспортных средств низкого экологического класса.
  Эти и другие вопросы касаются и Подмосковья, и мы активно сотрудничаем  с минэкологии Московской области. Это взаимодействие обусловлено, прежде всего, географическими причинами: скажем, атмосферному воздуху неведомы границы;  неведомы они, к примеру,  и многим, к примеру, рекам, пересекающим город и область в обоих направлениях. Полагаю, что совместное решение  вопросов природопользования должно распространиться на всю территорию области. Что касается вопросов подмосковной экологии, здесь, на мой взгляд, актуальны и  вопросы рекультивации земель - скажем, в районе добычи и переработки фосфатов (Воскресенский район), противопожарных и других природоохранных мер в торфяных районах".
  
  Алексей  Яблоков: "География наиболее актуальных  экологических проблем области различается в плане региональных акцентов. На западе Подмосковья, например,  это могут быть проблемы незаконного строительства в стратегически важных природных зонах, незаконная вырубка леса и т.п., а на востоке  -  вопросы, прежде  всего,  комплексной рекультивации торфяных территорий. Их "забрасывание" нередко  приводило к катастрофическим пожарам и в "советские" 70-е -80-е, приводит к тому же  и  в настоящее время. Средства-то на торфяную рекультивацию в последние годы  выделяются в крупных объемах, но я сомневаюсь, что они  в полной  мере  используются по назначению. Потому что, в основном, еще не преобладает  комплексный подход  к обеспечению пожаробезопасности торфяных залежей, торфосодержащих болот, примыкающих к ним лесов и других территорий. И не исчерпаны  возможности использования торфа во многих отраслях, что тем более требует особого отношения   к экологии торфяных районов и торфоиспользования. Давно существует и проблема загрязнения рек и естественных водоёмов во многих районах Подмосковья, особенно тех, что ближе расположены к Москве. Для их  флоры и фауны соответствующие последствия очевидны".  
  
  Борис Самойлов,  завлабораторией охраны природы Московского региона ФГУ Минприроды РФ: "Экологическая  ситуация на реках Москвы и Подмосковья связана не только с техногенными  факторами. Но также с тем, что обустройство речных берегов и набережных, внешней весьма респектабельное, приводит к уничтожению биоресурсов в реках и на их берегах. Проектировщики и строители мало учитывают  биологические и, в целом, природоохранные  факторы при разработке  вариантов "одежды" для набережных. В результате, только считанные представители речных биоресурсов могут "уходить" выше или вниз по рекам, где состояние водной и прибрежной среды менее природоущербное. К примеру, биоресурсы Яузы в столичной черте, можно сказать, приказали долго жить, хотя ее берега в Москве  уже почти полностью обустроены. Эти ресурсы на Яузе и на ее берегах в основном сохранились выше по течению, т.е. вне ее столичного  русла. Но та же  участь может угрожать биоразнообразию  столичного бассейна Москвы-реки, по тем же причинам.
   Что касается биоразнообразия в лесах не только столичного  региона,  ликвидация лесничеств резко понизила не только лесное биоразнообразие. Но также  уровень пожаробезопасности  на лесных площадях, как противопожарной профилактики в этих районах. Что касается, например, и восточного региона Подмосковья, где нередко возникают лесоторфяные пожары. Ликвидация системы лесничеств и их инфраструктуры, пусть даже не самой совершенной. - наряду с климатическими и техногенными факторами - ведут к регулярному "воспроизводству" пожаров и их всё более тяжелых последствий".      
     
Александр Коган, министр экологии Московской  области: "В ближайшие три года планируется программа по реабилитации 96 км малых рек Подмосковья. Она предусматривает не только удаление, например, поваленных деревьев, мусора, донных отложений и укрепление берегов. Но и биологические мероприятия, которые позволят рекам самоочищаться. Обязательным условием для участия в этой программе станет модернизация очистных сооружений. Минэкологии проводит рейдовые проверки для выявления источников загрязнения, проводится также  лабораторные исследования качества вод, рассчитывается экономический  ущерб от загрязнения этих рек. В ряде случаев  возможна приостановка деятельности предприятий и объектов, систематически нарушающих соответствующие нормы и правила.  
    Имеется проект создания в области нефтеперерабатывающих мощностей. Но требуется уточнить некоторые технико-экономические и экологические параметры этого проекта. Его реализация зависит и от  ввода в действие единого для страны экологического тарифа:вице-премьер А.Дворкович недавно поручил решить данный вопрос до 1 декабря 2015 г. В этом случае можно будет более тщательно оценить возможности реализации данного проекта".
      В конце ноября 2014 г. сообщалось, что соглашение о строительстве НПЗ в Подмосковье подписали Игорь Сечин и Сергей Шойгу (экс-губернатор области) в 2012-м.  Согласно проекту, НПЗ будет ежегодно роизводить 12 млн тонн нефтепродуктов. Стоимость строительства оценивалась в 7 млрд долларов;  срок строительства — 3 года. Как отмечал губернатор области Андрей Воробьев,  строительство завода предполагалось ещё до  поглощения «Роснефтью» ТНК-ВР. В связи с чем, проект может быть перенесён на более поздний срок. Причем, по словам А.Воробьёва, если «Роснефть»  вернётся к этой идее, отклонений по экологии в рамках этого проекта не будет.
    (продолжение  следует)
 
Алексей Чичкин

Комментариев нет:

Отправить комментарий